«Аэрофлот» станет супергигантом

Госкомпания в скором времени купит 75% акций основного конкурента – «Трансаэро»
Почти четвертьвековая история Ольги Плешаковой в «Трансаэро» подходит к концу
Почти четвертьвековая история Ольги Плешаковой в «Трансаэро» подходит к концу / А. Махонин / Ведомости

Совет директоров «Аэрофлота» в ближайший четверг рассмотрит покупку 75% плюс 1 акция авиакомпании «Трансаэро». Такая сделка была во вторник, 1 сентября, одобрена на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к участникам совещания, и подтвердили представители «Аэрофлота» и «Трансаэро». Подробности собеседники «Ведомостей» раскрыть отказались.

«Интерфакс» со ссылкой на свои источники сообщил, что 75% «Трансаэро» обойдутся «Аэрофлоту» в символический 1 руб. После сделки крупнейшие совладельцы компании – супруги Александр и Ольга Плешаковы (владеют 36,62% акций) отойдут от управления компанией. Сейчас первый возглавляет совет директоров, вторая – гендиректор второго по величине авиаперевозчика в России.

Кто, помимо Плешаковых, продаст акции, неизвестно. По данным компании, на квазиказначейские акции приходится 13,1%, еще 3% принадлежит матери Плешакова – председателю Межгосударственного авиационного комитета Татьяне Анодиной. Совокупно получается 52,72%. Еще 4,5% принадлежит совладельцу аэропорта «Внуково» Виталию Ванцеву. Человек, близкий к одному из акционеров «Трансаэро», считает, что семья Плешаковых косвенно контролирует 75,1% компании. Но он уверен, что продавать свои доли в «Трансаэро» будут все акционеры. Впрочем, пока «Аэрофлот» не обращался с предложениями к держателям акций «Трансаэро», отмечает он.

Участь «Трансаэро» предопределила позиция ее менеджмента. В последнее время компания стала прикрываться пассажирами как щитом в переговорах с властями и банками, уверяет человек, близкий к одному из участников таких встреч. Ведь в случае банкротства пассажиры никуда не улетят, добавляет он.

«Трансаэро» чрезмерно закредитована. Общий долг компании – 67,6 млрд руб., тогда как EBITDA – всего 7,5 млрд руб. При этом 43,9 млрд руб. компания должна погасить в течение года. С марта «Трансаэро» вела переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности. Но завершилось все лишь продлением ковенантных каникул.

От «Трансаэро» требовалось сократить издержки и предоставить обновленную бизнес-модель, говорили два собеседника «Ведомостей» в банках – кредиторах компании. В презентации, которую в июле от имени «Трансаэро» для кредиторов подготовила McKinsey & Company, говорится, что денежный поток компании за 2015 г. может быть отрицательным – минус 20,5 млрд руб. Компании нужно было оптимизировать ценообразование, маршрутную сеть и парк.

Но «Трансаэро» пошла другим путем. Если в прошлом году она продавала билеты максимум на полгода вперед, то в июле 2015 г. «Трансаэро» увеличила глубину продаж до 11 месяцев и существенно снизила цены, говорит директор по коммуникациям билетного агента Andgo.travel Константин Парфененок. В частности, билеты Москва – Сочи – Москва на следующий год у «Аэрофлота» стоят около 10 000 руб., а у «Трансаэро» – 4500–5000 руб.

В результате переговоры с правительством провалились. Шувалов поручил обеспечить бесперебойные перевозки пассажиров «Трансаэро», а также сохранить социальные обязательства перед работниками компании, знает федеральный чиновник, присутствовавший на встрече у вице-премьера. Также Шувалов поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) следить за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке авиаперевозок. На совещании у Шувалова было проанализировано, соответствует ли сделка антимонопольному законодательству. Ответ положительный, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель секретариата Шувалова комментировать итоги совещания не стал.

В случае если «Трансаэро» будет поглощена «Аэрофлотом», компания займет 56,5% рынка пассажирских авиаперевозок, следует из данных Росавиации (см. инфографику). «Аэрофлоту» придется перестроиться, в частности, сократить дублирующие рейсы. За счет этого доля компании на фоне стагнирующего рынка может упасть даже ниже 50%, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

ФАС пока еще не получала ходатайства о покупке «Трансаэро» со стороны «Аэрофлота», говорит начальник управления департамента транспорта и связи антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг. По его словам, в случае если ФАС такой запрос получит, то службе придется проанализировать последствия сделки. Если будет риск ограничения конкуренции, ФАС может наложить на «Аэрофлот» ограничения, заставить продать после покупки часть бизнеса объединенной компании или вовсе запретить сделку.

Почти четвертьвековая история Ольги Плешаковой в «Трансаэро» подходит к концу

В случае поглощения «Аэрофлотом» «Трансаэро» суммарный общий долг компании составит около 235,3 млрд руб., следует из их отчетов.

У «Трансаэро» не было шансов выйти из этого кризиса, считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. В 2010 г. авиакомпания посчитала, что шторм закончился, и построила стратегию на основании крайне оптимистичного прогноза, взяла в лизинг огромное количество судов, но загрузить их так и не смогла. Точка невозврата у «Трансаэро» наступила в 2013 г., полагает руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, авиакомпания традиционно была сосредоточена на туристическом рынке и перевозках на популярные и экзотические курорты широкофюзеляжными самолетами. В 2013 г. рубль начал дешеветь, а в 2014 г. и вовсе упал, так что для многих россиян турпоездки за рубеж стали недоступны, в этот же момент валютные издержки «Трансаэро» выросли вслед за долларом и евро. Проблема «Трансаэро» оказалась в том, что ей нужно было сократить излишние провозные емкости, но, отказавшись от них, она не смогла бы обслуживать накопившийся долг. Единственным выходом было бы переориентироваться на транзитный рынок, но и этого компания сделать не смогла.