«Шереметьево» достанется Аркадию Ротенбергу и его партнерам
Президент санкционировал передачу частным инвесторам до 70% крупнейшего в России аэропортаВ пятницу Путин подписал указ о консолидации «Шереметьево». Речь идет об объединении государственного аэропорта и активов компании TPS Avia Holding. Бенефициары последней – Ротенберг (34,7%) и семьи бывших совладельцев Новороссийского морского торгового порта Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько (оставшиеся 65,3%).
Сделка пройдет в два этапа. Сначала государство и «дочка» TPS Avia Holding, «Шереметьево холдинг», создадут новую компанию – «Аэропорт Шереметьево». Государство передаст ей 83,038% акций АО «Международный аэропорт Шереметьево», а «Шереметьево холдинг» – активы, точный состав которых будет определен по итогам оценки. Их список должен быть определен в течение трех месяцев. А в семимесячный срок правительство должно обеспечить заключение акционерного соглашения между государством и частными владельцами «Шереметьево».
Сейчас «Шереметьево холдинг» владеет 100% в «Автопарк-М» и «МАШ рекламе» (оператор парковок и эксклюзивный продавец рекламы на территории терминала D), 97,85% «Межтерминальный переход Шереметьево» (строит подземный переход под летным полем между северным и южным терминальными комплексами аэропорта), 89,23% «Терминал B «Шереметьево» (реконструирует терминал B) и 74,90% «Москва карго» (бронирование и продажа грузовых перевозок на рейсы авиакомпаний, наземное обслуживание почты и грузов, предоставление услуг склада временного хранения и проч.).
На втором этапе «Аэропорт Шереметьево» будет присоединен к «Международному аэропорту Шереметьево». Доля государства в обеих компаниях должна быть не менее 30%, гласит указ президента.
Лидерство сохраняется
Пассажиропоток московских аэропортов в январе – июле вырос на 1,4% до 44,27 млн человек, сообщила Росавиация. Показатели «Внуково» выросли на 28%, тогда как «Шереметьево» и «Домодедово» упали – на 0,8% и 6,9% соответственно. За семь месяцев этого года «Шереметьево» обслужило 17,56 млн пассажиров, «Домодедово» – 17,41 млн.
Представитель Ротенберга отказался от комментариев. Связаться с Пономаренко и Скоробогатько не удалось.
Ротенберг и его партнеры начали скупку активов в «Шереметьево» два года назад. Как раз в июле 2013 г. Путин объявил, что активы в московских аэропортах нужно консолидировать до 2016 г. А в 2014 г. TPS Avia Holding победила в тендере на право стать инвестором северной зоны аэропорта. Компания строит новый аэровокзальный комплекс более чем на 10 млн пассажиров в год, грузовой терминал и топливозаправочный комплекс, а также тоннель между северным и южным терминальными комплексами.
«Если бы не было принято решения о консолидации, возможно, этих вложений бы не было», – пояснил представитель аэропорта. По его словам, консолидация с выделением доли частному инвестору была одним из его целей, для аэропорта это «очевидное благо».
TPS Avia Holding получит хороший актив. По итогам первого полугодия «Шереметьево» вновь вернуло себе статус крупнейшего в России аэропорта, обогнав по количеству обслуженных пассажиров «Домодедово». Последнее отобрало у «Шереметьево» пальму первенства в 2008 г.
Аэропортовый бизнес способен приносить хорошую прибыль при растущем рынке перевозок – поэтому он интересен для инвесторов, говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но сейчас в отрасли кризис. Опыт управления инфраструктурой у новых владельцев, может помочь улучшить финансовые показатели, считает Пантелеев. Кроме того, положительную роль сыграют связи новых акционеров.
Аэропорту нужен инвестор, чтобы развивать новую инфраструктуру, добавляет Пантелеев. Самостоятельно сделать это очень непросто из-за существенного долга после присоединения терминала D. Сейчас обязательства «Шереметьево» составляют $900 млн.
Еще одно конкурентное преимущество аэропорта – якорный клиент «Аэрофлот». «Если он не уйдет, не важно, как будет развиваться «Домодедово», – «Шереметьево» будет иметь устойчивый бизнес», – резюмирует Пантелеев.