Новые способы маркировки могут вытеснить штрих-коды с упаковок товаров
И продавцы, и покупатели требуют больше информацииШтрих-код из блока 8-14 черно-белых полос, впервые появившийся на жвачке Wrigley Juicy Fruit в 1974 г. в США, серьезно изменил ритейл: он позволил кассирам быстрее и аккуратнее пробивать покупки и серьезно облегчил работу логистам.
Но сейчас покупатели запрашивают гораздо больше данных о товарах, а ритейлерам надо больше данных для работы со складскими запасами, отзывами продуктов и борьбы с подделками, пишет агентство Reuters со ссылкой на аналитиков и участников рынка.
«Штрих-код проделал отличную работу, но сейчас время для его преемника. Штрих-код не может нести настолько детальную информацию, которая требуется сегодня», - сказал Reuters консультант Capgemini Кис Йакобс, который работает с крупнейшими мировыми ритейлерами и производителями продуктов питания над новыми стандартами маркировки.
Так, штрих-код не дает информацию, нужную для покупателя - состав, аллергены, происхождение, - и для продавца - номер партии или конечную дату реализации. Такие данные, продолжает Reuters, обычно печатаются на упаковке, но сейчас все больше потребителей хотят получать такую информацию онлайн или через приложение для смартфона, например, считающее калорийность продуктов. «Для ритейлеров нужны данные, которые можно просканировать для быстрого поиска бракованного товара или товара, у которого заканчивается срок годности, для списания», - отмечает агентство.
О необходимости дополнительных данный в маркировке задумывались и российские эксперты. Так, в 2012 г., по данным “Коммерсанта”, Минэкономразвития обсуждало с чиновниками, бизнесменами и экспертами введение единого идентификационного кода для маркировки всех пищевых товаров. Предполагалось, что идентификационный номер будет выдавать государство, а покупатели смогут получать через интернет информацию о продуктах на любом этапе их продвижения и проверять сведения об их качестве, легальности и безопасности. Но пока разработка новой маркировки не привела к ее полноценному внедрению.
Глобальными стандартами товарной нумерации, штрих-кодов и радиочастотных меток занимается ассоциация GS1. Она разработала двухслойный штрих-код, который она называет дата-кодом и который может содержать дополнительные данные (срок годности, количество, номер партии и др.). Некоторые ритейлеры используют эту технологию. Так, германская Metro запустила приложение PRO Trace: оно показывает, например, что филе лосося, продающееся в берлинском магазине 25 августа, было получено от рыбы c норвежской фермы 17 августа и переработано в Германии 21 августа. Приложение также отображает место вылова и детальное описание атлантического лосося, отмечает Reuters.
Другие ритейлеры дополняют штрих-код QR-кодом, квадратом десятков точек, который можно просканировать камерой смартфона. Однако большинство сканеров в магазинах пока не могут считывать такой код.
Еще один из способов маркировки продукции - радиочастотные метки, RFID, которые уже широко используются в торговле одеждой, аксессуарами и бытовой техникой.
GS1 сейчас пытается убедить участников рынка дать потребителям доступ к большей информации о продукте, сохранив в то же время конфиденциальные данные - например, ценообразование и складские запасы. Макольм Бауден из GS1 считает, что участники рынка могут прийти к соглашению по этому вопросу очень скоро - в пределах года.
По прогнозу Баудена, в ближайшее десятилетие несколько систем маркировки будут сосуществовать на рынке. GS1 также работает сейчас над созданием идентификационных номеров для частных ферм, отмечает Reuters, а также над стандартами в области устойчивого развития - таких, например, как эффективность использования водных ресурсов для чистящих и моющих средств.