Российских металлургов спасает тонущий рубль
Компании за счет валютной выручки снизили себестоимость и получили прибыльК середине прошлого года российские металлурги попали в довольно сложную экономическую ситуацию: рентабельность бизнеса падала, перепроизводство металла в мире давило на цену продукции и снижало выручку его производителей. Вертикально интегрированные компании (владеющие активами как в добыче угля, так и в производстве стали) не могли воспользоваться падением цен на коксующийся уголь и страдали из-за падения цен на железную руду, которая тянула за собой цены на продукцию последующего передела. В результате показатели рентабельности по EBITDA отечественных металлургов снизились до исторических минимумов (см. инфографику).
Но после девальвации рубля в IV квартале 2014 г. и плавного снижения стоимости рубля во II квартале 2015 г. (см. инфографику) ситуация несколько изменилась: себестоимость продаж у металлургов упала больше, чем выручка, соответственно, валовая прибыль выросла. Например, за первое полугодие в сравнении с прошлым годом у «Северстали» валовая прибыль выросла на 9,2% до $1,5 млрд, у ММК – на 22,7% до $1 млрд, у НЛМК – на 3,5% до $1,4 млрд. Несмотря на то что Evraz и «Металлоинвесту» не удалось увеличить валовую прибыль за это полугодие в сравнении с началом 2014 г. (у первого она снизилась на 17,9% до $1,3 млрд, а у второго – на 27,4% до 1,2 млрд), компаниям удалось сократить коммерческие и общие административные расходы, а также получить прибыль за счет изменения курса.
Снизили металлурги и инвестпрограммы: «Северсталь» намерена потратить на поддержание и развитие в 2015 г. около 30 млрд руб. ($449 млн по текущему курсу), это говорил совладелец компании Алексей Мордашов на встрече с президентом Владимиром Путиным в начале года (в 2014 г. инвестпрограмма «Северстали» была около $900 млн). ММК сократил инвестиции на 19,5% до «около $400 млн», Evraz – на 15% до $550 млн, раскрывали компании. НЛМК, наоборот, увеличил свою инвестпрограмму примерно на 10% до $600–650 млн (идет активная фаза строительства фабрики окомкования на Стойленском ГОКе).
Производителям цветных металлов падение рубля также помогло: себестоимость производства алюминия у UC Rusal упала во II квартале в сравнении с тем же периодом 2014 г. на 15,3% до $1484 за 1 т, говорится в отчете алюминиевой компании. Цена на алюминий за год также снизилась под давлением экспорта из Китая (в начале года эта страна увеличила отгрузку металла на мировой рынок на 40% до 500 000 т в месяц). В 4 раза упала и премия к биржевой цене за немедленную отгрузку металла (до $115 за 1 т) из-за растоваривания складов Лондонской биржи металлов. Несмотря на это, финансовые показатели UC Rusal улучшились: выручка за первое полугодие выросла на 8,3% до $4,75 млрд, а EBITDA – в 3 раза до $1,3 млрд. В связи с этим долговая нагрузка UC Rusal снизилась до 3 EBITDA – теперь компания сможет платить дивиденды. В понедельник она приняла новую дивидендную политику и согласилась платить акционерам по 15% от EBITDA, говорится в сообщении UC Rusal. Если в сентябре совет директоров одобрит дивиденды за первое полугодие 2015 г., то они согласно новой дивидендной политике могут составить около $200 млн.
Сейчас цены на базовые металлы упали на уровень 2009–2010 гг., мировая экономика вошла в низкую фазу суперцикла, считает аналитик UBS Николай Сосновский. Полгода-год – и продукция металлургов может начать восстанавливаться в цене, считает он, но это только при условии, что китайская экономика ускорит рост. «Сейчас мы столкнулись со структурными рыночными изменениями, какие были в 1970–1980-х гг., – говорит менеджер крупного инвестбанка. – Китайская экономика уже не может развиваться прежними темпами – этот драйвер роста исчерпан». Металлургам придется ближайшие лет 10–15 жить при низких ценах, считает он.
Если же китайский рынок продолжит замедляться, а российский рынок упадет еще сильнее, то у отечественных сталеваров действительно могут начаться проблемы, подытоживает Сосновский.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)