«Газпром» хочет третий газовый контракт с Китаем
Но все ограничится декларацией, исполнить контракт помешают санкции США, говорят эксперты«Газпром» и CNPC в ближайшее время могут подписать меморандум о поставках газа в Китай с российского Дальнего Востока, заявил «Интерфаксу» предправления концерна Алексей Миллер, находящийся с визитом в Пекине.
Если «Газпром» не сможет разрабатывать Южно-Киринское, для расширения СПГ-завода придется вернуться к переговорам с Exxon и «Роснефтью» о покупке газа с «Сахалина-1», считают федеральный чиновник и два человека, близких к «Сахалину-1».
Миллер еще в июне предупреждал, что возможные поставки трубопроводного газа в Китай с Дальнего Востока (по газопроводу Сахалин – Хабаровск – Владивосток, который сейчас полностью не загружен. – «Ведомости») – один из пунктов пятилетнего соглашения «Газпрома» и CNPC о стратегическом партнерстве. Но главными проектами остаются газопроводы «Сила Сибири» и «Сила Сибири – 2» (или «Алтай»), говорил он.
Проект «Газпрома» «Сахалин-3» на рубеже 2020-х гг. позволит добывать более 20 млрд куб. м газа и этого хватит на несколько потребителей, уверял Миллер.
В середине июня «Газпром» договорился и с Shell, что ресурсы «Сахалина-3» будут использоваться при расширении их совместного завода по производству сжиженного природного газа, работающего на «Сахалине-2». А гендиректор Shell Бен ван Берден указывал, что Shell может получить долю в «Сахалине-3» при обмене активами с «Газпромом».
Надежда есть
«Переговоры по контракту (по «Силе Сибири – 2») уверенно продвигаются. Стороны нацелены на их успешное завершение», – сообщил «Газпром» по итогам визита Миллера в Пекин. Источник «Интерфакса», близкий к китайской стороне, сказал, что стороны собираются максимально ускорить процесс согласования и заключения контракта. Он не исключил, что они могут выйти на подписание определенного документа в ходе визита Путина в Пекин.
Shell принадлежит 27,5% в «Сахалине-2», еще 12,5 и 10% – у японских Mitsui и Mitsubishi. Обсуждалась и возможность сделать «Сахалин-3» частью «Сахалина-2», японские компании тоже были готовы на обмен офшорными проектами с «Газпромом», говорит человек, близкий к одной из сторон переговоров.
Но в начале августа США ввели санкции против крупнейшего месторождения «Сахалина-3» – Южно-Киринского, запретив поставлять оборудование для его разработки. «Газпром» планировал использовать подводные добычные комплексы, которые производят только американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker.
Поводом для санкций стали сообщения, что на месторождении открыты большие запасы нефти, информировал американский регулятор. Год назад министр энергетики Александр Новак сказал, что там найдено 464 млн т нефти. Но на баланс «Газпрома» они еще не поставлены. Доказанные запасы газа месторождения – 640 млрд куб. м.
Вопрос влияния санкций сейчас изучается, говорит человек, близкий к «Сахалину-2»: «Американцы запретили поставлять свое оборудование, но есть европейское или японское. Кроме того, необходимо подтвердить, что месторождение можно считать нефтяным, газа там больше».
«Японские компании едва ли станут поставлять оборудование вопреки американскому запрету. Поэтому возможное участие Mitsui и Mitsubishi в проекте «Сахалин-3» сейчас под вопросом», – считает другой собеседник «Ведомостей», близкий к сахалинским проектам.
Представители Mitsui и Mitsubishi не ответили на запрос. Представитель Shell ситуацию не комментирует.
В Пекине Миллер встретился с заместителем премьера госсовета КНР Чжан Гаоли и председателем совета директоров CNPC Ван Илинем. Основной темой была подготовка контракта на поставку газа в Китай по «Силе Сибири – 2», сообщил «Газпром». Но стороны обсудили и совместные проекты в области машиностроения для нефтегазовой сферы. Собеседник «Ведомостей», близкий к группе «Газпром», признает, что сейчас одна из главных проблем – оборудование для разработки Южно-Киринского.
Может ли CNPC по аналогии с Shell претендовать на долю в «Сахалине-3», представитель «Газпрома» не говорит и ситуацию в целом не комментирует.
Но один из собеседников в «Газпроме» уже объяснял «Ведомостям», что обмен на российские активы «Газпрома» – это опция для западных компаний, а с китайскими возможно партнерство в третьих странах. Китайские подрядчики хотят участвовать и в строительстве газопроводов в России, предназначенных для поставок в Китай, но «Газпром» отказывает им и в этом.
«Газпрому» важно показать, что санкции не загнали его в угол, тут не только политический, но и прикладной смысл, говорит собеседник «Ведомостей».
Переговоры об этом идут давно, но Exxon хочет продавать газ по экспортному нетбэку, а «Газпром» готов покупать по внутренней цене. «Возможно, санкции изменят позицию «Газпрома», – считает один из собеседников «Ведомостей», близкий к сахалинским проектам. «Хотя в этих переговорах «Газпром» всегда старается придерживаться позиции, что газ «Сахалина-1» ему не очень нужен, видимо, он хочет эту позицию подкрепить», – полагает другой собеседник «Ведомостей», близкий к «Сахалину-1». Наличие альтернативы – излюбленная стратегия «Газпрома». Когда шли переговоры с Китаем о «Силе Сибири», «Газпром» постоянно подчеркивал, что газ по этой трубе может идти не только в Китай, но и на завод «Владивосток СПГ», откуда поставки возможны в любую другую страну, говорит один из консультантов «Газпрома». Но после подписания контракта от «Владивостока СПГ» фактически отказались. А когда «Газпром» только начинал переговоры с Китаем о поставках ему газа «Сахалина-3», то в качестве альтернативы называлась возможность строительства газопровода в Японию. Но и этот проект уже признан неперспективным.
Наличие альтернативы – в русле политики «Газпрома», согласен аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Но у меморандума есть и другой смысл, уверен он: в начале сентября президент России Владимир Путин отправится с визитом в Пекин. Ожидалось, что во время этого визита будет подписан второй газовый контракт о поставках по «Силе Сибири – 2». Но в пятницу директор департамента Восточной Европы и Центральной Азии минкоммерции КНР Лин Цзи заявил (передавал «Интерфакс»), что переговоры в значительной степени осложнились из-за резкого падения цен на нефть. И теперь Россия и Китай не ставят перед собой задачи подписать контракт во время визита Путина. Тем не менее визит не может остаться без подписания хоть какого-то меморандума, подтверждающего стратегическое партнерство с Китаем, отмечает Нестеров.
С этим согласен и партнер RusEnergy Михаил Крутихин. У Китая нет технологий для разработки Южно-Киринского, объясняет Крутихин: у некоторых американских компаний там есть сборочные подразделения, но каждый подводный комплекс разрабатывается индивидуально под конкретное месторождение, поэтому скрыть производство для Южно-Киринского не удастся. То есть обойти американские санкции с помощью Китая не получится, заключает Крутихин.
Поставки газа в Китай с «Сахалина-3» могут быть даже выгоднее, чем поставки с «Силы Сибири» или «Алтая», говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток хоть и стоил дорого (467 млрд руб. – «Ведомости»), но уже построен, и его надо загружать. И по сравнению с другими проектами он менее протяженный – 1800 км. (Протяженность «Силы Сибири» – 2200 км, «Алтая» – 2600 км.) То есть при торге за сахалинский газ у «Газпрома» есть запас прочности, что немаловажно при нынешних ценах на нефть, заключает эксперт.