Новый обвал рубля вряд ли будет сопровождаться потребительским бумом
Запас наличности у россиян более скудный, чем в конце 2014 годаВ понедельник, 24 августа, Банк России установил официальные курсы доллара и евро в 70,7465 руб. и 81,1533 руб. соответственно. Для доллара это рекордная цена (если не считать деноминацию рубля 1998 г.), а официальный курс евро превышал 80 руб. лишь однажды – 18 декабря 2014 г.
Декабрьская девальвация обеспечила мощный приток покупателей в российские магазины: общий оборот розницы в стране, по данным Минэкономразвития, вырос в декабре 2014 г. на 5,3% к аналогичному периоду 2013 г. и на 23,6% к ноябрю 2014 г. После падения рубля у россиян вновь повысился интерес к покупкам, свидетельствуют данные онлайн-ритейлеров и агрегаторов. Но возможности полноценной реализации спроса опрошенные «Ведомостями» ритейлеры пока не видят.
«Яндекс.Маркет» в понедельник зафиксировал резкий рост переходов в онлайн-магазины по некоторым категориям товаров, рассказал руководитель его службы маркетинга Александр Феоктистов. «На 11,9% [стало больше переходов] по сравнению с прошлым понедельником в категории «Бытовая техника», на 5,3% – в категории «Электроника», на 5,2% – в категории «Все для офиса», – говорит он. Спрос на офисные товары может расти в том числе в связи с приближающимся началом учебного года, оговаривается Феоктистов.
Онлайн-ритейлер Ozon заметил двукратный прирост продаж электроники по сравнению со средними дневными продажами предыдущих недель, рост дневного оборота в понедельник составил 50%, говорит гендиректор Ozon Group Дэнни Перекальски. До этого Ozon заявлял, что его продажи растут в среднем на 35%, и объяснял это высоким сезоном, «инвестициями в цены» (которые сознательно удерживались на уровне не выше, чем у конкурентов) и активной телерекламой.
Не до отдыха
Падение курса рубля не только снизило продажи зарубежных туров, но и привело к отказу от частично оплаченных путевок, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Многие клиенты, которые внесли предоплату и сейчас должны доплатить остаток, пытаются отказаться от путевок, объяснила она.
24 августа спрос был выше среднего – и по трафику, и по количеству заказов, говорит гендиректор Enter.ru Михаил Рубин. «По нашим прогнозам, всплеск начнется в конце недели, потому что поставщики уже начали уведомлять ритейлеров о росте цен. Как только цены поползут вверх, потребители могут стать активнее», – рассуждает он.
В ближайшие недели производители могут повысить закупочные цены на гаджеты, что скажется на их розничной стоимости, говорит Мария Заикина из «Связного». Учитывая стремительный рост валютных курсов, нельзя исключать подъема закупочных цен в ближайшие недели, говорит и вице-президент по закупкам «Эльдорадо» Алексей Сердюченко.
Тем не менее, даже несмотря на ожидания роста цен, ажиотажного спроса нет, единодушно утверждают опрошенные «Ведомостями» ритейлеры. Возможно, после отпусков у людей просто нет лишних денег, предполагает Людмила Семушина из Inventive Retail Group (сети re:Store, Samsung, Sony, Lego, Nike, UNOde50 и др.). Да и такой подушки сбережений, как в конце 2014 г., у людей больше нет, добавляет она.
Покупательская активность в IKEA сейчас сравнима с аналогичным периодом прошлого года, она в пределах ожидаемого, говорит представитель компании: «Небольшой рост активности потребителей в конце августа – это сезонное явление перед началом учебного года».
Не ощущает такого ажиотажа, как в конце 2014 г., и Леонид Бородкин, возглавляющий отдел продаж легковых автомобилей «Панавто» (официальный дилер «Мерседес-Бенц»). Звонков и посещений салона прибавилось, но покупательная способность посетителей ниже, констатирует он: немногие готовы взять и сразу приобрести автомобиль. Многие потенциальные покупатели, по его мнению, решили выждать в надежде, что с дальнейшим падением рубля больше выиграют на разнице курсов, особенно те, кто хранит сбережения в долларах и евро.
Потребители привыкли к скачкам курсов, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. А их личные накопления, скорее всего, уже конвертированы в товары, валюту или размещены на срочных депозитах.
Кроме того, добавляет представитель онлайн-ритейлера «Юлмарт», люди могут ждать отскока: «Опыт прошлого года показал, что за резким экономическим спадом всегда идет подъем, вот покупатели и не торопятся совершать крупные покупки». Но тут все зависит от развития событий, замечает Колупаева: при стабилизации курса выше 70 руб./$ «может сложиться такая ситуация, что потребители потянутся в банки забирать рублевые депозиты и покупать валюту или товары».