Ротенберги способствовали назначению Олега Белозерова на пост главы РЖД

Они хотели зайти в железнодорожный бизнес – источники «Ведомостей»
Назначение первого замминистра транспорта президентом РЖД может говорить о переменах в кадровой политике Кремля/ Владимир Федоренко/ РИА Новости

Вчера сайт правительства России сообщил, что премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение об освобождении президента РЖД Владимира Якунина от занимаемой должности. Другим распоряжением Медведев назначил на его место первого замминистра транспорта Олега Белозерова, члена совета директоров РЖД. Белозеров – единственный кандидат, сообщили вчера «Ведомостям» два сотрудника правительства.

«Вы уже опытный транспортник: вы и автодорогами занимаетесь давно, и железными дорогами стали заниматься, будучи первым заместителем министра транспорта. Сферу эту знаете весьма неплохо», – сказал вчера Медведев на встрече с Белозеровым (цитата по сайту правительства).

Не стали президентом

Кандидатами в президенты РЖД назывались вице-президенты РЖД Александр Мишарин и Виктор Степов, бывший председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов, гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, член совета директоров РЖД Дмитрий Комиссаров, Левитин, вице-премьер Аркадий Дворкович, министр транспорта Максим Соколов.

Назначению Белозерова способствовали Аркадий и Борис Ротенберги, говорит «Ведомостям» человек, близкий к правительству: они хотели зайти в железнодорожный бизнес. У Белозерова хорошие отношения с братьями, говорят несколько знакомых Ротенбергов. Единственный доходный сейчас бизнес, связанный с железной дорогой, – масштабные инфраструктурные проекты вроде модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (оценена в 562 млрд руб.) или высокоскоростной магистрали Москва – Казань (более 1 трлн), считает промышленник, тесно связанный с железнодорожной отраслью. Аркадию Ротенбергу принадлежит «Стройгазмонтаж» – один из крупнейших подрядчиков «Газпрома». Белозеров близок и к советнику президента по транспорту Игорю Левитину, знает участник рынка железнодорожных перевозок. «Белозеров явно не харизматик, каким был Якунин; отрасль ждала харизматичного, а не технического человека, не факт, что он справится», – сомневается другой участник рынка.

Приход Белозерова в РЖД президентом означает перемены, говорит сотрудник монополии, он точно заменит нескольких вице-президентов, возможно, сменит и руководство «дочек», например Федеральной грузовой компании. Скорее всего Белозеров не будет препятствовать либерализации локомотивной тяги, продолжает собеседник: Якунин был против. «Если монополию делить, суммарные издержки демонополизированной отрасли существенно возрастают», – писала РЖД в правительство о допуске частных операторов к услугам тяги.

45-летний Белозеров окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1992 г.

С 1998 по 2000 г. Белозеров работал заместителем коммерческого директора «Ленэнерго», с 2000 по 2002 г. – начальником финансово-экономического отдела аппарата Виктора Черкесова, полпреда президента в Северо-Западном округе, затем занимал высокие посты в крупных окологосударственных компаниях – ЛОМО и Российской топливной компании (наследница Минтоппрома РСФСР). В начале 2004 г. стал замруководителя, а с ноября – руководителем Федерального дорожного агентства, с 2009 г. – первый замминистра транспорта.

В понедельник и. о. губернатора Калининградской области Николай Цуканов предложил Якунина кандидатом в представители области в Совете Федерации, Якунин согласился, сообщил сотрудникам РЖД телеграммой, что может уйти из РЖД, и попросил их столь же ответственно и эффективно продолжать работу.