«Роснефть» оспорила в суде победу «Лукойла»
Госкомпания требует аннулировать итоги конкурса на разработку Восточно-Таймырского участка в Красноярском крае«Роснефть» 17 августа подала иск в Арбитражный суд Москвы с требованием признать недействительными результаты конкурса на Восточно-Таймырский участок, следует из материалов суда. Суд в качестве обеспечительной меры уже заблокировал передачу лицензии на участок победителю – «Лукойлу». Рассмотрение иска начнется 14 сентября.
Итоги конкурса на право разработки Восточно-Таймырского участка были подведены на прошлой неделе. Лицензию выиграл «Лукойл». Сам участок площадью 3800 кв. км расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Его прогнозные извлекаемые ресурсы нефти по категории D2 – 4,5 млн т, газа – 9,3 млрд куб. м, конденсата – 0,5 млн т (данные на начало 2009 г.). Лицензия выдана «Лукойлу» на 27 лет.
В Западной Сибири заканчивается нефть
Западная Сибирь – основной регион для «Лукойла». На него приходится почти половина общего объема добычи нефти компанией. Но в последние годы добыча «Лукойла» в Западной Сибири снижалась. В 2013 г. «Лукойл» добыл здесь 48,2 млн т нефти, в 2014 г. этот показатель снизился на 2,8% до 46,84 млн т, говорится в отчетах компании. В качестве причин называются естественное истощение запасов и рост обводненности.
Претензии «Роснефти» касаются формальных правил конкурса, условия его проведения были грубо нарушены, говорит вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев. Компания жаловалась в Минприроды, но, не получив ответа, решила обратиться в суд, отметил Леонтьев. Представитель «Лукойла» от комментариев отказался. Письмо «Роснефти» получено. Минприроды рассмотрит все перечисленные в письме претензии и направит ответ компании до конца августа, сообщил руководитель пресс-службы министерства Николай Гудков. Но предварительно можно сказать, что все условия конкурса были соблюдены корректно, добавил чиновник.
По условиям конкурса победителем признается компания, предложившая лучшие условия освоения участка. Согласно конкурсной документации в число критериев входили научно-технический уровень программы использования участка, полнота извлечения сырья, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности России. Если предложенные условия равноценны, то победителем признается компания, предложившая наибольший размер разового платежа. При равенстве предложенных платежей оценивается вклад в социально-экономическое развитие территорий. «Лукойл» заплатил за участок 2 млрд руб. (в 600 раз больше стартового платежа), сказано в материалах торгов.
Возможно, итоги конкурса действительно требуют дополнительного рассмотрения экспертами, признает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Но у заявок разная философия. «Роснефть» обещала добыть больше нефти, но и на территории большей, чем предусматривала лицензия (весь Восточно-Таймырский участок включает транзитные воды и шельф моря Лаптевых с прогнозными ресурсами нефти D2 в 351,1 млн т), а «Лукойл» – в меньшие сроки и с большим коэффициентом извлечения: 0,40.
«Роснефти» необходимо доказать нарушение формальных правил, регулирующих процедуру конкурса, говорит адвокат «Юков и партнеры» Сергей Сорокин. Ведь вопросы, связанные с существом решения и мотивами определения победителя, относятся к компетенции конкурсной комиссии. Доказать это достаточно сложно, отмечает Сорокин.
«Роснефть» уже пыталась в Арбитражном суде Москвы оспорить условия конкурса Роснедр. В конкурсе по продаже лицензии на Гавриковское месторождение компания посчитала незаконным требование переработки сырья на предприятиях в Ростовской области, где у компании нет крупных НПЗ. Однако позже иск был отозван.
Дело даже не в итогах этого конкретного конкурса. Цель «Роснефти» – не пустить конкурента на шельф, напоминает Нестеров. Пока доступ на шельф имеют только государственные «Роснефть» и «Газпром». «Лукойл» не мог претендовать на весь участок. И Роснедра после нескольких отсрочек проведения конкурса решили продать только сухопутную часть месторождения. Однако в правительстве понимают, что в текущих условиях возможности «Газпрома» и «Роснефти» развивать шельфовые месторождения ограничены, отмечает Нестеров.