Владимир Якунин может уйти из РЖД в Совет Федерации

Кто возглавит монополию, пока не ясно
Время пребывания Владимира Якунина у руля «Российских железных дорог», похоже, близится к концу
Время пребывания Владимира Якунина у руля «Российских железных дорог», похоже, близится к концу / М. Стулов / Ведомости

Владимир Иванович Якунин выдвинут кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, следует из сообщения облизбиркома Калининградской области. Его номинировал кандидат в губернаторы, и. о. губернатора области Николай Цуканов. Речь идет о президенте РЖД, сказал Цуканов «Ведомостям». Он добавил, что очень рад согласию Якунина стать кандидатом в члены Совета Федерации. Сенатором Якунин может стать (подробнее о процедуре назначения см. статью на стр. 02), если Цуканова переизберут на пост губернатора 13 сентября.

Якунин покидает РЖД, уверяют два федеральных чиновника. Кто может заменить его, собеседники «Ведомостей» не знают. Среди прочих могут рассматриваться кандидатуры вице-президентов РЖД Александра Мишарина и Виктора Степова, говорят источники, близкие к РЖД, одному из ее контрагентов и правительству. Представитель РЖД от комментариев отказался.

«Тучные годы проходят, и РЖД нужно работать над эффективностью. Для этого нужна гибкость по отношению к управлению грузопотоками и отношению к грузоотправителям. Нельзя бесконечно ходить в правительство за субсидиями и рассчитывать на бесконечный рост тарифов», – объясняет возможную отставку Якунина сотрудник крупной компании-грузоотправителя.

Повестка Якунина для РЖД – забрать вагоны в управление, препятствовать либерализации тяги – устарела, полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его мнению, РЖД нужен президент, знающий проблемы грузоотправителей, который мог бы повысить клиентоориентированность компании.

Якунин выполнил свою миссию в РЖД, считает человек, знакомый с топ-менеджерами компании. Де-факто он сделал главное – приватизировал все более или менее значимые активы компании. По сути, РЖД осталась владельцем рельсов и локомотивов.

Якунин – политик, его всегда интересовали крупные проекты, характеризует человек, знакомый с топ-менеджерами РЖД. Но инфраструктура ветшает, а денег на ее радикальное обновление нет. Поэтому, возможно, пришла пора доверить компанию профессионалу, способному с имеющимся небольшим ресурсом добиться приемлемых результатов.

Сам Якунин в июне говорил «Интерфаксу», что «может не застать» в качестве президента железнодорожной монополии запуск высокоскоростной магистрали Москва – Казань. По его словам, «только проектирование займет два года и строительство – еще лет пять». Якунин также добавил, что чувствует себя тесно связанным с компанией, но понимает, что рано или поздно «придет момент», когда ему «придется заниматься чем-то другим».

67-летний Якунин руководит РЖД уже 10 лет – с 14 июня 2005 г. На железную дорогу он пришел в 2002 г., став первым замминистра путей сообщения. В 2003 г. после реорганизации МПС в РЖД стал первым вице-президентом компании. Полномочия Якунина на посту президента РЖД продлевались три раза (по уставу РЖД президент компании назначается на три года). Последний раз это случилось год назад.

При Якунине фактически стартовала реформа РЖД. При нем она должна была и закончиться (в 2011 г.). Рынок железнодорожных перевозок согласно программе реформы отрасли должен был выглядеть так: все грузовые вагоны и локомотивы должны быть в частных руках, а также созданы Федеральная пассажирская компания (для перевозки пассажиров в поездах дальнего следования) и пригородные пассажирские компании (занимаются пригородными перевозками). Но в итоге реформа затянулась, а руководство РЖД стало самым ярым противником либерализации локомотивной тяги. «Если монополию делить, то суммарные издержки демонополизированной отрасли существенно возрастают», – подчеркивала РЖД в своих материалах, направленных в правительство по поводу либерализации тяги.

В конце 2012 г. погрузка РЖД начала снижаться, но по итогам года выросла на 2,4% до 1,27 млрд т. В 2013 г. она снизилась на 2,8%, в 2014 г. – еще на 0,8% до 1,22 млрд т. Доходы РЖД с 2009 г. постоянно росли, но прибыль снижалась. А в 2014 г. РЖД и вовсе получила убыток – 99,32 млрд руб. по МСФО. При этом монополия с каждым годом просит все больше субсидий от государства. Если в 2015 г. РЖД получила 30 млрд руб., то на 2016 г. просит уже 140 млрд руб.