Продажи зарубежных туров в Петербурге упали на 40%
Турагентств становится меньшеС начала августа приостановили работу два петербургских турагентства – «Трайв тур» и «Сансет трэвел». Туристы, оплатившие путевки, не уехали на отдых или не смогли заселиться в отели. Прокуратура Петербурга проводит проверку по обоим случаям.
В 2013 г. в Петербурге было около 2500 турагентств, теперь их осталось примерно 1500, говорит Павел Румянцев, заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения РСТ. По его словам, к началу 2016 г. их число может сократиться до 1000. На туристическом рынке Петербурга присутствует около 2500 фирм, у которых основной ОКВЭД соответствует туристической деятельности, и почти 8000, у которых данный ОКВЭД дополнительный, время от времени они покупают туры у туроператоров «для себя», занимаясь совсем другой деятельностью, оценивает представитель Альянса туристических агентств (АТА) в Северо-Западном регионе, гендиректор ООО «Едемвотпуск.ру» Ирина Семенова.
Продажи туров падают, это связано с общим экономическим спадом, ростом курсов валют, санкциями, отмечает Румянцев. В этом году продажи снизились на 40%, владелец думает о том, чтобы свернуть бизнес, говорит топ-менеджер небольшого турагентства. Когда курс валют стал выравниваться, появилась некоторая надежда на улучшение ситуации, но евро и доллар снова растут и люди не берут туры, сетует он. Продажи упали примерно на 30–40%, но зато увеличились запросы по внутреннему туризму, говорит Семенова. По ее словам, сократились Европа, Тунис и Египет, но выросли Крым, Абхазия, Карелия и Ленобласть. Турагентства пока не умеют работать с внутренним рынком и не знают, как продвигать этот продукт, поэтому рост на этом рынке не так велик, как надеялись участники рынка, замечает Румянцев.
По 1000 руб.
АТА в начале августа собрал из взносов входящих в него агентств компенсационный фонд для туристов. Более 100 агентств уже перечислили средства в размере 1000 руб., рассматривается еще более 1000 заявлений, говорит Семенова. Компенсации будут выплачиваться туристам, пострадавшим от не выполнивших свои обязательства турагентств, отмечает АТА. Идея хорошая, но взнос слишком мал, всерьез потребителя не защитит, считает Агафонов. По его словам, СТА ведет работу над созданием реестра турагентств, аналогичного реестру туроператоров.
Тенденция к сокращению количества турагентств началась в июле, когда стало очевидно, что этот сезон по бронированиям на 30–40% слабее, чем прошлогодний, говорит Сергей Агафонов, гендиректор сети «Магазин горящих путевок» и соучредитель Союза туристических агентств (СТА). По его словам, доход агента от продажи тура составляет в среднем около 10%, при падении продаж этого не хватает на оплату офисов, зарплат и др. В основном с рынка уходят новые агентства, работавшие всего год-два, говорит Агафонов. По его словам, на рынке из-за отсутствия регулирования и низкого порога входа много мошенников, которые обманывают туристов и ухудшают отношение клиентов к турагентствам. Огромная часть агентов работает вне правового и этического поля – налоги не платятся, а скидки не соответствуют уровню маржинальности данного бизнеса, говорит Семенова. По ее словам, это формирует провалы и финансовые дыры агентов, которые покрывают средствами от проданных туров убытки от предыдущих продаж и внутренние расходы, вместо того чтобы перечислять их туроператору.
Турагентства, несмотря на наличие у туроператоров собственной розницы, остаются важным каналом продаж для туроператоров, доля продаж через агентства в среднем составляет не менее 50% и доходит до 60–70%, поэтому полностью они не исчезнут, считает Румянцев. В ближайшем будущем ожидается укрупнение агентского рынка посредством уменьшения количества агентств при неизменном количестве туристов, в туризме останутся самые сильные, прогнозирует Семенова.