Владимир Путин не даст денег «Роснефти»

В разгар кризиса президент решил не тратить, а поберечь средства ФНБ
Власти готовы финансировать проекты «Роснефти» только на сверхжестких условиях
Власти готовы финансировать проекты «Роснефти» только на сверхжестких условиях / Eduard Korniyenko / REUTERS

Впрочем, у «Роснефти» еще есть шанс получить господдержку. Недавно чиновники сообщили «Роснефти», что деньги из ФНБ можно получить только при одном условии. Для проектов будет выстроена такая жесткая финансовая модель, которая обеспечит возвратность в течение пяти лет при ценах на нефть $40–45 за баррель. То есть так, чтобы это было сопоставимо с вложениями в надежные финансовые активы, объясняет один из чиновников. Это трудные условия, признает он. У «Звезды» еще есть шанс получить деньги, но для этого «Роснефть» должна обеспечить проект заказами. Чиновники помогут, обещает собеседник «Ведомостей».

Путин решил не выделять «Роснефти» средства из ФНБ на четыре проекта – освоение месторождений Русское, Юрубчено-Тохомское, газовых активов «Роспана» и модернизацию Ангарского нефтехимического комплекса (АНХК). Исключение – судостроительный центр «Звезда». Об этом «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника. Два собеседника уточняют, что о своем решении президент объявил на одном из совещаний в конце июля.

Речь идет о принципиальном решении поберечь резервы – не выделять деньги на новые проекты, объясняют они. Экономика до сих пор в подвешенном состоянии, комментирует один из чиновников. Нужна финансовая кубышка на случай кризиса, добавляет он. Пока не сверстан бюджет на следующую трехлетку, даже обсуждать эту тему бессмысленно, добавляет другой чиновник.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей».

Проекты госкомпании уже были одобрены Минэнерго и Минэкономразвития. Жестко против выступил Минфин, но с этими разногласиями заявка и поступила в правительство.

«Если и выделять средства ФНБ на какой-то проект, то в первую очередь – на кластер «Звезда», поскольку это колоссальный проект развития и, кроме того, общегосударственный проект, а не корпоративный – все-таки мы не судостроительная компания», – говорит представитель «Роснефти».

Возможно, у «Роснефти» есть шансы даже при новых условиях. Последствия от снижения цен на нефть до $40 за баррель частично нивелируются особенностями налоговой системы, так как существенная часть выпадающих доходов приходится на государство, и девальвацией, отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. К тому же Юрубчено-Тохомское и Русское месторождения новые. Первое находится в Восточной Сибири, для него действует пониженная ставка НДПИ в течение 4–5 лет, к тому же оно может претендовать на льготу по таможенной пошлине на нефть, напоминает эксперт Vygon Consulting Сергей Клубков. Несмотря на это, доходность в ближайшие пять лет будет очень низкой: в первые годы из-за больших инвестиций в инфраструктуру внешнего транспорта и бурение.

Русское месторождение содержит вязкую нефть, которая облагается пониженным НДПИ. Ну и здесь доходность в первые пять лет будет близка к нулю: надо проводить доразведку, проводить эксплуатационное бурение, инвестировать в инфраструктуру, а из-за высокой вязкости нефти придется ее дополнительно подготавливать перед сдачей в систему Траснефти, предупреждает Клубков. К тому же на Русском месторождении большая «газовая шапка», а на Юрубчено-Тохомском большое содержание растворенного газа – это также расходы либо на инфраструктуру и транспорт, либо на утилизацию газа.

Сейчас в добычных проектах средняя EBITDA «Роснефти» на баррель – $14, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. C учетом льгот точка окупаемости Русского – в районе $70 за баррель, а Юрубчено-Тохомского (с учетом льгот по пошлине) – примерно $85 за баррель. Но даже если «Роснефть» привлечет дешевые деньги по ставке ниже рыночной, это не снизит себестоимость разработки более чем на $5 за баррель, добавляет он.

У нефтепереработки все еще хуже. В прошлом году маржа среднего НПЗ была равна $10–12 за баррель переработанного сырья, в 2017 г. при текущих ценах может составить около $2 за баррель, прогнозирует Борисов. Поддержать маржу может модернизация, но на нее денег как раз и стало гораздо меньше, констатирует Борисов.

Есть риск, что «Роснефть» теперь может вовсе заморозить проекты, опасается близкий к Минэнерго чиновник: сейчас приоритет – расплатиться по долгам, возможно, в ущерб проектам. Однако Минэнерго будет настаивать на их сохранении. Юрубчено-Тохомское и Русское являются ресурсной базой для поставок в Китай по уже заключенным контрактам. Также для поставок нефти с этих месторождений строились трубопроводы. Но если проект сорвется, «Транснефть» не окупит инвестиции и понесет потери, указывает близкий к Минэнерго чиновник.