РЖД заработает до 1 млрд рублей в год на вагонах «дочки»

Таков максимальный размер вознаграждения по условиям договора об аренде полувагонов у ФГК
РЖД получит в год за свои услуги в качестве вознаграждения 1% без НДС от «объема продаж», но не более 1 млрд руб.
РЖД получит в год за свои услуги в качестве вознаграждения 1% без НДС от «объема продаж», но не более 1 млрд руб. / Е. Разумный / Ведомости

Федеральная грузовая компания (ФГК) передала почти все свои полувагоны в управление РЖД, сообщила вчера «дочка» монополии. РЖД получит около 100 000 полувагонов. В управлении ФГК останется 35 400 вагонов, уточняет компания. Полученным парком от лица РЖД будет управлять Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО).

Договор подписан 16 июля и действует до 31 декабря 2016 г., говорится в документе (копия есть у «Ведомостей»). РЖД получит в год за свои услуги в качестве вознаграждения 1% без НДС от «объема продаж», но не более 1 млрд руб.

ЦФТО будет заключать соглашения с клиентами ФГК, самостоятельно определять маршруты перевозок и ставки, следует из документа. Управлять вагонами «дочки» монополия будет только на территории России, в странах СНГ и других государствах эта функция останется за ФГК. Это делается потому, что железнодорожные администрации других стран имеют право забрать в пользование парк под управлением РЖД, поясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

ФГК не справляется

РЖД не первый раз забирает состав у «дочки». В начале 2011 г., чтобы разрешить проблему вывоза угля из Кузбасса, РЖД объявила оферту на аренду полувагонов. Откликнулась только ФГК. В середине 2013 г. вагоны РЖД вернула. В прошлом году ФГК также передала свои полувагоны в управление монополии, чтобы сократить издержки от перемещения порожних вагонов, но с 1 января этого года вновь решила управлять парком самостоятельно.

По данным источника «Ведомостей», близкого к одной из сторон договора, ЦФТО планирует увеличить штат для управления вагонами ФГК, а последняя, наоборот, сократить. Представители РЖД и ФГК от комментариев отказались.

Клиентам ФГК предлагает либо подписать дополнительное соглашение о добавлении еще одной стороны договора – ЦФТО – и тогда его условия останутся прежними, либо подписать новый договор, говорит источник в одной из компаний-грузоотправителей. Основные клиенты ФГК – угольщики. Два близких к РЖД человека говорят, что некоторые клиенты отказываются работать на новых условиях. По их данным, пока согласились СУЭК и «Мечел», ОМК и «Северсталь» отказались. Представитель «Северстали» говорит, что соглашение будет заключено после проведения тендера. Представители «Мечела» и ОМК на вопросы не ответили.

Есть риск, что агентский договор навредит ФГК – компания может растерять клиентов, следовательно, упадут погрузка и доходы оператора, указывают один из клиентов оператора и источник в РЖД. Это на руку конкурентам – в первую очередь Первой грузовой компании, «Нефтетранссервису» и др., отмечает один из собеседников «Ведомостей».

Сотрудник же крупного оператора опасается, что РЖД будет управлять парком ФГК «нерыночными механизмами» – монополия будет загружать вагоны «дочки» первыми и они будут ездить быстрее.

По мнению топ-менеджеров ФГК и РЖД (их слова ФГК приводит в своем сообщении), агентский договор должен сократить издержки за счет сокращения порожнего пробега вагонов (самая большая часть расходов для оператора) и вывести его из убытков. По итогам 2014 г. ФГК впервые получила убыток в 3,6 млрд руб. по РСБУ (по итогам 2013 г. выручка оператора составила 2,5 млрд руб.). Но выручка ФГК за 2014 г. выросла на 6,2% до 52,8 млрд руб.