Производители бытовой техники ставят на дорогие модели

Их продажи снижаются меньше, чем весь рынок
Ведущие производители бытовой техники на падающем рынке делают ставку на дорогие модели
Ведущие производители бытовой техники на падающем рынке делают ставку на дорогие модели / А. Гордеев / Ведомости

За январь – июнь – после ажиотажного спроса в конце прошлого года – продажи бытовой техники упали более чем на 35% (в физическом выражении), сообщает Candy Hoover со ссылкой на данные GfK. При этом спрос на дорогие товары оказался устойчивее, чем на средний и низкий ценовые сегменты, во многом это связано с маркетинговыми акциями, говорит представитель «Эльдорадо». «Покупатели предпочитают известный и раскрученный бренд, чтобы обезопасить свои вложения», – подтверждает Антон Пантелеев из «М.видео».

Например, продажи телевизоров в первом полугодии сократились более чем на 40% в штуках, говорит Денис Проскура, менеджер по стратегии «ТВ и аудио-видео» LG Electronics в России. А продажи телевизоров «больших дюймов» упали всего на 17%, отметил он.

За этими оптимистичными цифрами стоят «достаточно агрессивные ценовые предложения», поясняет Проскура. Производители и розница стали активнее проводить различные маркетинговые мероприятия для стимулирования спроса и средний чек на премиальные продукты в рублях рос гораздо медленнее, чем в целом по рынку, и не полностью отыграл падение рубля, говорит сотрудник LG.

Сейчас вся бытовая техника становится умной и производители уходят от продвижения технической составляющей к дизайну и удобству – этот ход как раз подсмотрен у премиальных производителей, они не снижают активности, отмечает представитель «М.видео». В результате сейчас цены дорогих моделей бытовой техники в России вплотную приблизились к уровню США, где исторически розничные цены на премиум-продукты были гораздо ниже, говорит Проскура.

«Взрыв покупательской активности [в конце 2014 г.] был обусловлен кризисом, но именно в этот период мы начали делать упор на дорогой сегмент, – рассказывает гендиректор «Канди С.Н.Г.» Антон Харин. – Опираясь на тенденции и емкость рынка, мы пытаемся расширить свое присутствие в дорогом сегменте и чувствуем в этом перспективу развития». Candy Hoover в конце 2014 г. запустила в России линейку умной крупной бытовой техники, говорит Харин: стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и др. подключаются через WiFi к смартфону или компьютеру. Разница в цене между умной техникой и обычной не очень большая – 20–30%.

Российская «дочка» BSH Hausgerate (бренды Bosch, Siemens и др.) в 2014–2015 гг. начала на российском заводе производство двух линеек премиальных холодильников, говорит Алия Клинг из «БСХ бытовая техника»: продажи таких холодильников в целом на рынке снижались, но меньше, чем остальных.

Ведущие производители бытовой техники на падающем рынке делают ставку на дорогие модели

В январе продажи таких холодильников сократились на 17% к декабрю 2014 г. в среднем по рынку, а в феврале рухнули на 45%, приводит данные Клинг. Но с марта продажи восстанавливаются, говорит представитель БСХ, в июне они приблизились к январским уровням.

Цены базовых и премиальных моделей бытовой техники могут различаться на 80%, отмечает Клинг. В случае БСХ при ориентировочной цене на одну из базовых моделей холодильников около 35 000 руб. дизайнерский холодильник с цветным стеклянным фасадом может стоить на 60% дороже, говорит она. Разница в цене может доходить до 2–5 раз и больше, добавляет Яна Рожкова из Samsung: «Все-таки современная техника уже давно ушла от исключительно базовых потребностей человека».

Вопреки стереотипу, дорогую технику покупают не только обеспеченные люди, говорит Рожкова, но и люди со средними доходами, «которые высоко ценят качество, комфорт». «Цикл жизни бытовой техники, особенно крупной, довольно долгий. Это своего рода инвестиции в свою жизнь», – поясняет сотрудник Samsung.

Примеры подобной стратегии можно найти на автомобильном рынке, говорит партнер Deloitte Владимир Бирюков. За январь – май количество проданных машин сократилось на 37,7% (данные АЕБ), но поставки большинства люксовых марок выросли.

Потребители охотно вкладываются в более дорогие вещи, рассчитывая, что они будут служить дольше, поясняет эксперт Deloitte.

На дорогие модели – как автомобилей, так и бытовой техники – приходится небольшая доля продаж, отмечает Бирюков. Зато они позволяют минимизировать риски в условиях нестабильности, говорит Клинг. Кроме того, это возможность выглядеть в глазах потребителя не только как производитель надежной техники, но и как «трендсеттер в области дизайна», добавляет она. «Мы не хотим позиционировать себя как бренд, который продает дешевую технику», – говорит Харин.

Ведущие производители бытовой техники на падающем рынке делают ставку на дорогие модели