«Сумма» не будет строить терминал в порту Роттердам

Из-за переориентации поставок российской нефти на восток
Группа «Сумма» не смогла создать нефтяной хаб российской нефти в Роттердаме
Группа «Сумма» не смогла создать нефтяной хаб российской нефти в Роттердаме / Группа «Сумма»

Порт Роттердам расторг со Shtandart TT («дочка» группы «Сумма») контракт на строительство терминала для перевалки нефтяных грузов Tank Terminal Europoort West (TEW), сообщил порт. Обсуждение возможностей реализации проекта инициировала Shtandart TT, в результате было принято решение разорвать контракт, отмечает порт. Представитель «Суммы» подтвердил расторжение контракта. Но группа не уходит из порта Роттердам – там у нее остается бункеровочный бизнес (заправка судов), добавил представитель «Суммы».

Расторжение контракта не предполагает штраф со стороны порта, но «Сумма» может получить 13 млн евро, которые она заплатила за аренду земли, пишет голландская газета Fd.nl. Представитель «Суммы» не комментирует условия расторжения контракта. Инвестиции в строительство терминала предполагались на уровне 1 млрд евро, из которых 800 млн евро должна была вложить Shtandart TT, 200 млн евро – порт Роттердам.

Порт Роттердам рассчитывает, что ему удастся построить терминал с другим партнером, говорится в сообщении порта. Его представитель не стал комментировать переговоры с потенциальными партнерами по TEW. Он также отметил, что порт еще не решил, какими будут его дальнейшие шаги: это может быть новая процедура оценки или переговоры с заинтересованными в строительстве терминала компаниями.

«Сумма» в Роттердаме

«Сумма» вместе с партнером – Vtti (структура трейдера Vitol) – выиграла конкурс на строительство терминала в Роттердаме осенью 2011 г. Среди претендентов на строительство терминала был Global Ports вместе с трейдером Vopak (партнер портового оператора по терминалу в Таллине). Для управления проектом была создана Shtandart TT. В 2014 г. «Сумма» выкупила долю Vtti. Новым партнером «Суммы» могла стать «Роснефть» – она рассматривала возможность войти в капитал Shtandart TT, но в итоге от этого отказалась.

Основная причина расторжения контракта с «Суммой» – изменение конъюнктуры нефтяного рынка, пишет в своем сообщении порт. Представитель порта отметил лишь, что контракт был разорван из-за «изменившихся обстоятельств». TEW должен был стать площадкой для торговли российской нефтью марки Urals на условиях FOB. Поставки должны были осуществляться в Роттердам с терминала Приморского торгового порта (ПТП, принадлежит Новороссийскому морскому торговому порту, который контролируется структурой «Суммы» и «Транснефти»). Терминал в Роттердаме должен был переваливать 3 млн куб. м в год.

Теперь поставки российской нефти переориентированы с запада на восток, зато выросла перевалка нефтепродуктов, отмечает порт. Но при этом перевалка нефтепродуктов в Роттердаме выросла на 25% в первом полугодии этого года (30% нефтепродуктов приходит из России), приводит статистику порт. «Произошло существенное снижение маржинальности нефтепереработки в Европе и как следствие – закрытие ряда НПЗ и даже переформатирование их в хранилища для нефти. На этом фоне сейчас становится выгоднее поставлять в Роттердам нефтепродукты, чем нефть. Проект терминала в Роттердаме был ориентирован именно на работу с нефтью», – отмечает источник, близкий к одной из сторон.

Но голландская газета Fd.nl указывает и на другую причину разрыва контракта: российские нефтяные компании отказались гарантировать загрузку терминала. По инициативе «Суммы» в правительстве в начале лета проводилось совещание, на котором обсуждались перспективы загрузки терминала в Роттердаме. Министр энергетики Александр Новак заявлял 10 июня, что «ему трудно представить», как можно обязать поставлять нефть в порт Роттердам (его слова передавал «Интерфакс»).