Удастся ли России обойти запрет на ввоз нефтегазового оборудования с помощью параллельного импорта

Минэнерго предложило внести буровые установки в список товаров, поставки которых не требуют согласия владельца бренда
Запретное нефтегазовое оборудование критически важно для добычи трудноизвлекаемых углеводородов, в том числе на арктическом шельфе
Запретное нефтегазовое оборудование критически важно для добычи трудноизвлекаемых углеводородов, в том числе на арктическом шельфе / Андрей Пронин / ТАСС/ Интерпресс

Вряд ли схема, предложенная чиновниками, заработает, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин: некоторые буровые платформы уникальны, получить их через китайцев не получится, потому что они собираются под конкретные добычные проекты. Кроме того, вместе с буровыми платформами на месторождение обычно приглашают и специалистов – так поступила, например, «Роснефть», когда бурила в Карском море, напоминает Крутихин. Так что есть риск ареста оборудования, когда оно покинет подсанкционный проект, предупреждает он. Крутихин считает, что лучшие буровые платформы делает Южная Корея, не вводившая санкций против России, но, возможно, корейцы и не захотят поставлять оборудование в Россию, чтобы не ссориться с США.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство список товаров, для ввоза которых не понадобится согласие владельца бренда. В список вошло и оборудование для буровых работ (инструменты для бурения скальных пород, машины для бурения грунта, плавучие краны и буровые платформы) – помимо обсуждавшихся прежде медицинских изделий, фармацевтики, парфюмерии, безалкогольных напитков и средств гигиены (см. также врез).

Параллельный импорт было предложено легализовать для снижения потребительских цен, но буровое оборудование к товарам массового спроса не относится. Это антисанкционная мера, признает один из участвовавших в обсуждении документа чиновников.

Иностранным компаниям запрещено поставлять в Россию технологии и оборудование для добычи нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях, пишет ФАС правительству (копия есть у «Ведомостей»). Внести в список оборудование для буровых работ предложило Минэнерго. Сейчас запрещен экспорт в Россию морских нефтедобывающих платформ и электроники для них, бурового оборудования, электрических насосов. По данным Минэнерго, под запрет подпало 68% импортируемого нефтегазовыми компаниями оборудования. Представитель ФАС не ответил на запрос «Ведомостей», его коллега из Минэнерго предложил подождать решения правительства.

Чиновник Минэнерго сомневается, что параллельный импорт поможет обойти санкции. Это высокотехнологичная отрасль, все зависит от качества и не факт, что оборудование из Китая будет на должном уровне, обеспокоен он. Все зависит от конкретных наименований, попавших в список, а он с Минэнерго не согласовывался, сетует он.

Без запчастей

ФАС предлагала также легализовать параллельный импорт автозапчастей, идею поддержал Медведев, но Минпромторг был против: параллельный импорт нанесет удар по компаниям, локализовавшим производство, беспокоилось министерство, и автопром продолжит падение. ФАС вняла аргументам Минпромторга и исключила запчасти из перечня.

Сейчас товар, бренд которого защищается, может ввезти в Россию только сам правообладатель или официально авторизованный им поставщик – импорт без разрешения правообладателя нарушает его исключительные права на товарный знак. После легализации параллельного импорта можно будет ввезти товар в одну из стран Таможенного союза и свободно перепродавать в другие, не спрашивая разрешения правообладателя.

Запрет на поставку технологий для российских нефтегазовых компаний может осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири, предупреждали аналитики Fitch.

Часть оборудования, параллельный импорт которого предлагается разрешить, вообще не под санкциями и даже производится в России. Но для шельфа нужны вспомогательные суда, плавучие краны, плавучие буровые и эксплуатационные платформы, говорит президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин, а США и ЕС запретили поставлять его в Россию. Обойти санкции путем легализации параллельного импорта не получится, предупреждают и юристы. Купить такое оборудование у дочернего предприятия – например, в Индии – нельзя, объясняет партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко. В технологических контрактах обычно описывается, для чего закупается оборудование, говорит он, если перепродать его в Россию, то правительство США предъявит претензии производителю, который допустил, что санкционная технология была продана без разрешения, за этим могут последовать штрафы и уголовная ответственность. Производители требуют заверений от контрагентов, что оборудование закупается не для ввоза в Россию и не для использования для запрещенных видов деятельности, подтверждает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич: параллельный импорт не решит эту проблему – санкционные запреты и риски никуда не денутся.

Затянуть введение легализации параллельного импорта может Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Ее председатель Виктор Христенко выступил против легализации. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал легализацию – но после консультаций и с согласия ЕЭК.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей»