Германия обещает рост газовой генерации, чего ждал «Газпром»
Страна будет выводить угольные электростанции, но конкурентом газу могут стать возобновляемые источникиГермания к 2017 г. собирается перевести 13% электростанций, работающих на буром угле (5,7% всей угольной генерации в стране), в резерв, а затем в течение четырех лет вывести их из эксплуатации, сказал министр экономики и энергетики Германии Загмар Габриэль (его процитировала пресс-служба). Это 2,7 ГВт генерирующих мощностей. Выбросы углекислого газа от этого сократятся на 11 млн т к 2020 г., добавил он. В дополнение к этому угольная генерация должна будет с 2018 г. ежегодно снижать выбросы углекислого газа на 1,5 млн т, но как простимулировать это – еще предстоит решить, отметил Габриэль. Всего к 2020 г. планируется сократить выбросы углекислого газа на 22 млн т. По словам министра, выводимую из эксплуатации угольную генерацию планируется замещать газовой.
По итогам 2014 г. потребление газа в Европе, согласно статистическому отчету BP, оказалось самым низким за последние 10 лет, при этом производство электроэнергии из возобновляемых источников выросло в четыре раза. Потребление газа действительно должно начать расти в Европе, согласна главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. Но роль возобновляемых источников также будет расти, поэтому уголь будет замещаться не только газом, добавляет она. По ее словам, для загрузки 1 МВт новой электростанции нужно 1,1 млн куб. м газа, для старой – 1,6 млн куб. м. 2,7 ГВт – очень маленький объем, даже если Германия заменит его газом, это большой роли не сыграет, она ежегодно вводит 3,2 ГВт солнечной и ветряной энергии, согласен Георгий Славов из Marex Spectron. По его мнению, Германия большинство старых генерирующих мощностей будет заменять возобновляемыми источниками, а не газом.
По данным немецкого минэнерго, в 2014 г. в Германии произведено 513,9 ТВч электроэнергии. 46% – на угольных электростанциях, 6% – на газовых, 16% энергии получено из возобновляемых источников. При этом установленные газовые мощности занимают 16% из 178,8 ГВт. Выработка электричества газовыми электростанциями в Германии за последние пять лет сократилась в два раза с 59,8 до 31,4 ТВч. При этом страна занимает 19,2% в производстве электроэнергии в Евросоюзе.
«Газпром» рассчитывает на рост газовой генерации в Европе, где Германия его крупнейший рынок. В конце мая предправления «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что потребление газа европейской генерацией увеличится на 12% за счет переоценки роли угля в энергобалансе. «Такие решения совершенно не за горами», – отмечал он.
СПГ в Европу
Вчера предправления «Газпрома» Алексей Миллер и его коллега из голландской Gasunie Хан Феннема подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области малотоннажного СПГ в Европе, сообщила российская компания. В частности, компании будут реализовывать совместные проекты по строительству приемных СПГ-терминалов, СПГ – заправочных станций и иной инфраструктуры для заправки морских судов, паромов, грузовых автомобилей, а также для промышленности во всей Европе, отмечается в сообщении.
Тем не менее Германия в июне нарастила поставки российского газа на 20%, в мае рост составил 68%, сообщил «Газпром». Однако поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье, по данным «Интерфакса», за первое полугодие снизились на 8% до 74,6 млрд куб. м. Но монополия уже работает над новым маршрутом поставок газа в Европу, в середине июня компания договорилась с E.On, Shell и OMV о строительстве третьей и четвертой ниток газопровода «Северный поток» мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Эти мощности будут рассчитаны на новые контракты, говорил Миллер.
Рост потребления газа в Европе связан не только с отказом от угольной генерации – там падает собственная добыча газа, соответственно, его надо чем-то замещать, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. И трубопроводный газ останется наиболее привлекательным способом поставки газа в Европу, просто Евросоюз будет диверсифицировать поставщиков, полагает Крюков.
Добыча газа в Европе, по данным BP, в 2014 г. сократилась на 3,1% до 1 трлн куб. м, при этом на крупнейшем в Европе газовом месторождении – Гронингене (его оператором является СП Shell и Exxon Mobil) в Нидерландах она упала на 23%. Участие в расширении «Северного потока» может помочь Shell заместить объемы газа, которые компания потеряет в добыче в Европе, в частности на Гронингене, а эти объемы ему нужны для выполнения контрактов, полагает Крюков.