Фармацевтические компании просят Медведева не разрешать параллельный импорт
Представители отрасли считают его опасным для инвестиционного климатаВ распоряжении «Ведомостей» оказалась копия письма, направленного руководителями российских фармацевтических объединений премьер-министру России Дмитрию Медведеву 17 июня. Они просят его не допустить легализации параллельного импорта лекарств. По мнению авторов письма, «не существует экономических расчетов, обосновывающих позитивное влияние на рынок либерализации параллельного импорта». Зато есть большой риск, что на рынок попадут некачественные препараты и инвестиционная привлекательность фармацевтической отрасли снизится.
Под письмом фигурируют подписи руководителей Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), Национальной фармацевтической палаты и Всероссийского союза общественных объединений пациентов. Факт отправки письма «Ведомостям» подтвердили представитель СПФО и исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. Ответа, по их словам, пока нет.
Участники фармрынка уже писали первому вице-премьеру Игорю Шувалову, но ответа не получили, поэтому теперь обратились к премьеру, объясняет Шипков.
Параллельный импорт – схема ввоза товара, когда помимо выбранных производителем дистрибуторов его может ввозить и любой желающий. Все профильные ведомства, кроме Федеральной антимонопольной службы (ФАС), против параллельного импорта лекарств, утверждает собеседник «Ведомостей», участвовавший в многочисленных обсуждениях этой темы.
Минпромторг считает нецелесообразным параллельный импорт лекарств, в отношении которых в России ведется хотя бы одна стадия технологического процесса или разработку которых поддерживает государство, сообщил его представитель. По его словам, ведомство опрашивало компании, локализовавшие производство на территории России, и выяснило, что введение параллельного импорта чревато отрицательными последствиями. Минэкономразвития тоже видит риски и предлагает дополнительно обсудить вопрос с участниками рынка, заявил несколько дней назад в Петербурге замминистра Олег Фомичев.
Но ФАС считает немотивированными утверждения о негативных последствиях параллельного импорта для рынка лекарств – это следует из обоснования законопроекта, предлагающего ввести такую схему их ввоза с 2020 г. Представитель ФАС вчера отказался от комментариев, запрос в Минздрав остался без ответа.
Для AstraZeneсa, менеджеры которой участвовали в составлении письма, параллельный импорт станет существенной проблемой, говорит ее директор по корпоративным связям и работе с госорганами Юрий Молчалин: AstraZeneсa инвестировала больше $230 млн в размещение производства в России, а если начнется ввоз препаратов по схеме параллельного импорта, это снизит продажи локально произведенных лекарств. При параллельном импорте компания, локализовавшая производство, не сможет планировать продажи и контролировать ввоз препаратов, переживает и Марина Велданова, вице-президент по России и СНГ французского фармпроизводителя Ipsen. А гарантировать, что цены снизятся, все равно нельзя, добавляет она.
Представитель Медведева перенаправил «Ведомости» к пресс-секретарю вице-премьера Аркадия Дворковича, который заявил, что письма пока «не видели». Представитель Шувалова напомнил, что параллельный импорт – это мировая практика и «российский потребитель не может больше покупать продукцию по монопольно завышенным ценам». А высокопоставленный федеральный чиновник сказал «Ведомостям», что решение о легализации параллельного импорта уже принято и больше обсуждаться не будет.