Инновационным вагонам скидка не нужна
РЖД и крупные операторы предлагают отменить для них льготные тарифыПредставители РЖД и крупнейших железнодорожных операторов (Первой грузовой компании, «Нефтетранссервиса» и др.) 13 мая обсуждали отмену тарифной скидки для покупателей инновационных вагонов, следует из протокола совещания (копия есть у «Ведомостей»). Нужно обеспечить «равными тарифными условиями для перевозок во всех видах подвижного состава, независимо от их деления по признаку инновационности», говорится в документе. Экономическая эффективность инновационных вагонов должна обеспечиваться исключительно их техническими характеристиками, а не «искусственными мерами тарифного стимулирования», отметили участники совещания.
Президент РЖД Владимир Якунин направлял письмо с предложением отменить скидку в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), рассказали два источника, близкие к монополии. Правда, в нем речь идет только о вагонах государственного УВЗ, отмечает один из них.
Скидка достигает 30%
В 2013 г., чтобы стимулировать спрос на инновационные вагоны (с повышенной нагрузкой на ось – 25 т и увеличенным межремонтным пробегом), ФСТ предоставила скидку на пять моделей вагонов Тихвинского вагоностроительного завода (входит в ОВК). Инициатором этой меры была РЖД. В конце 2014 г. скидку получили и две модели УВЗ. Ее размер – от 6 до 30% от тарифа РЖД в зависимости от дальности перевозки.
Пока речи об отмене скидки для инновационных вагонов нет, говорит представитель службы. Экономическая эффективность тарифных преференций подтверждена РЖД и Минтрансом, добавляет он. Представитель РЖД от комментариев отказался.
Представители ОВК (входит в группу ИСТ Александра Несиса и его партнеров) и УВЗ не рады перспективе отмены скидки. «Массовая эксплуатация инновационных вагонов позволяет РЖД существенно экономить на содержании инфраструктуры. Тарифная схема для вагонов с улучшенными характеристиками позволяет снизить финансовую нагрузку на грузоотправителей и усилить их позиции на мировом рынке в текущих сложных экономических условиях», – говорит представитель ОВК. «Если не нужно стимулировать спрос на инновационные вагоны, зачем тогда давать РЖД деньги на развитие инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали, которая во многом рассчитана на вагоны с увеличенной грузоподъемностью?» – возмущается представитель УВЗ. На его взгляд, нужно повысить тариф на старые вагоны, чтобы стимулировать обновление парка.
Тарифные льготы для покупателей вагонов ОВК «ВТБ капитал» в своем аналитическом отчете в рамках подготовки к апрельскому IPO компании называл одним из преимуществ, которое обеспечит спрос на продукцию компании. Инновационные вагоны в случае отмены скидки станут проигрывать по цене остальным, скидка как раз покрывает разницу в цене этих вагонов, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Источник в одной из компаний – покупателей инновационных вагонов говорит, что тарифная скидка не главное преимущество таких вагонов. Они выигрывают за счет большей грузоподъемности и увеличенного межсервисного интервала.