Принцип «бери или плати» может быть введен для оплаты сетевой мощности
Минэнерго продолжает настаивать на введении платежа за резерв мощностиИдея Минэнерго, высказанная год назад, – заставить промышленных потребителей оплачивать зарезервированную для транспортировки электроэнергии сетевую мощность встретила резкое противодействие потребителей. По данным министерства, только крупные потребители не используют свыше 69 ГВт заявленной мощности, или 58% от общей используемой, и не оплачивают ее резерв. Введение оплаты даст потребителям экономический стимул отказываться от излишков в пользу тех, кто стоит в очереди на подключение, рассчитывало министерство. Сетевые компании таким образом сократили бы расходы на техприсоединение «новичков», а на полученную плату за «резерв» предполагалось снизить тариф для всех остальных потребителей. 22 мая заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко направил в аппарат правительства доработанный документ с предложением поручить Минэкономразвития, ФАС и ФСТ согласовать его в возможно короткие сроки (копии письма замминистра и проекта постановления есть у «Ведомостей»). Проект Минэнерго не слишком изменился. Теперь предложено взимать плату за резерв неиспользуемой мощности с предприятий, у которых мощность энергопринимающих устройств не менее 3 МВт (крупные и средние). Минэнерго предлагает оплачивать часть резервируемой мощности в трех случаях: если в течение последних трех лет потребитель не использовал более 40% присоединенной мощности, в течение последних 2–3 лет – менее 60% и в течение 1–2 лет – более 80%. При этом коэффициенты оплаты для потребителей разных категорий надежности вырастут (см. таблицу). Потребителям с собственными электростанциями придется оплачивать передачу электроэнергии, исходя из полного потребления с понижающими коэффициентами.
Вопрос о введении резерва 1 июня обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Минэкономразвития предложило приостановить работу над постановлением и ввести оплату резерва мощности не ранее 2019 г., следует из документов к совещанию. «Разгорелись дебаты, но помощник президента Андрей Белоусов поддержал предложения Минэнерго и поручил доработать проект в течение двух недель», – рассказывает участник совещания. Представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича отказался от комментариев, представитель Медведева не ответил на запрос.
Промышленные потребители категорически против инициативы Минэнерго. «Предприятиям предлагается навязать оплату «виртуальной» сетевой мощности, которой, как показывает практика, даже физически нет в распоряжении сетевых компаний», – писал прошлым летом Дворковичу президент НП «Русская сталь» Алексей Мордашов. Дополнительную нагрузку на предприятия черной металлургии он оценил в 16 млрд руб. в год. Заводам UC Rusal придется доплатить около 3 млрд руб. в год, причем к перераспределению мощности это не приведет, писал Дворковичу гендиректор UC Rusal Владислав Соловьев в январе 2015 г. Почти все объекты «Газпрома» заведомо попадают в категорию оплачивающих резерв – их электроприемники относятся к первой категории надежности и подключены к двум источникам энергии, которые загружены не более чем на 50%, писал Дворковичу зампред правления компании Виталий Маркелов (копии всех писем есть у «Ведомостей»). Минэкономразвития оценило общую дополнительную нагрузку на потребителей в 100 млрд руб. в год.
«Из-под действия проекта предлагается вывести мелкие и средние предприятия. В итоге мнимый резерв будут пытаться искать там, где он точно никому не нужен, – в удалении от деловых центров и перспективных зон застройки, так как крупные предприятия, как правило, обособлены и удалены», – заявил директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. В случае реализации предложений Минэнерго платеж за электроэнергию вырастет на 20–90%, оценило партнерство в письме на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Концепция проекта направлена исключительно на завышение выручки электросетевых компаний без достижения целей загрузки сетевых мощностей», – указывает он в письме. Представитель Шувалова не ответил на вопросы.
Против и Минэкономразвития. Вводить оплату резерва мощности нужно только в отношении вновь заявляемых потребителей, говорит представитель министерства. В отношении существующих потребителей реализация предложений может быть эффективна только на отдельных территориях с большим резервом мощности у существующих потребителей и большим объемом заявок со стороны новых потребителей, объясняет он. К сожалению, работа по определению таких территорий до сих пор не завершена, заключает представитель. Представители Минэнерго и «Россетей» не ответили на запросы.