РЖД затягивает аренду вагонов ФГК
Из-за того что ставка аренды выше рынка, сделка может обернуться для РЖД убыткамиПередача парка Федеральной грузовой компании (ФГК) в аренду РЖД затягивается. Как стало известно «Ведомостям», президент РЖД Владимир Якунин против основной схемы передачи, рассказали три источника, близких к монополии, и один – к ФГК.
Планировалось, что структура РЖД – Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) арендует полувагоны ФГК и сам заключит соглашения с грузоотправителями. Ставка аренды, по которой ЦФТО должен был платить, – 626 руб. в сутки, что в 1,5 раза выше рынка. При этом нет никаких гарантий, что ЦФТО сумеет сдать вагоны по более высокой ставке, а значит, механизм аренды подвижного состава у ФГК грозит РЖД дополнительными убытками, объясняют недовольство Якунина собеседники «Ведомостей». Сейчас обсуждаются и другие варианты консолидации вагонов ФГК, говорят собеседники «Ведомостей», не раскрывая подробностей. Ранее источники, близкие к монополии, сообщали, что ФГК может передать полувагоны в аренду РЖД в мае.
ЦФТО консультировался с крупнейшими клиентами ФГК: «Мечелом», СУЭК, «Кузбассразрезуглем» (КРУ), рассказывают собеседники. По данным одного из них, грузоотправители тоже выступили против аренды полувагонов по ставке выше 626 руб. в сутки даже несмотря на то, что сотрудничество с РЖД напрямую может ускорить доставку груза. На рынке компании могут арендовать вагоны вдвое дешевле. Представители СУЭК и КРУ на вопросы не ответили. Представитель «Мечела» от комментариев отказался.
У ФГК 123 000 полувагонов (75% от всего парка). Цель консолидации парка ФГК – вывести «дочку» монополии из убытков (финансовые результаты ФГК отражаются на показателях РЖД по МСФО). По итогам 2014 г. ФГК получила убыток в 3,9 млрд руб. Ставка аренды полувагонов, по которой «дочка» монополии планировала сдавать вагоны РЖД, заложена в финансовый план ФГК на 2015–2017 гг. Благодаря росту ставки (а вместе с ней и доходности перевозок в полувагонах) выручка ФГК в этом году могла бы увеличиться на 2% до 53 млрд руб., но убыток сохранится на уровне 2 млрд руб. В плюс ФГК выйдет только в 2016 г.: чистая прибыль прогнозируется на уровне 3,3 млрд руб., а выручка – на уровне 2015 г. По подсчетам гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, убыток РЖД от аренды вагонов ФГК по ставке 626 руб. в сутки в этом году мог бы составить 9 млрд руб. Но потери будут и в том случае, если РЖД будет арендовать вагоны по рынку – за 300–350 руб. в сутки.
Это не первая попытка РЖД взять вагоны «дочки» в управление. В начале прошлого года ФГК и РЖД договорились об управлении порожними рейсами оператора, чтобы сократить число порожних рейсов оператора и затраты на них. Для этого ФГК передала в управление все полувагоны. Условия передачи не раскрывались. Гендиректор ФГК Виталий Евдокименко признавал, что количество порожних рейсов с марта по ноябрь 2014 г. сократилось на 77% до 893 в месяц. Сократился и оборот вагона: на 22% до 15,1 суток. Но расходы на порожние рейсы выросли на 8% до 1,6 млрд руб., говорится в материалах компании. В итоге РЖД вернула вагоны ФГК с 1 января этого года. Еще раньше, в начале 2012 г., РЖД арендовала вагоны ФГК по ставке 1003 руб. в сутки (оферта была для всех операторов, но вагоны сдала только ФГК). Тогда монополия привлекала парк, чтобы обеспечить вывоз угля из Кузбасса. Вагоны ФГК получила обратно только в 2013 г.
Представитель РЖД от комментариев отказался. Представитель ФГК на вопросы не ответил.