Минфин не хочет финансировать нефтяные проекты
Заявка «Роснефти» на помощь из ФНБ потонула в волоките финансового министерстваМинфин не согласовывает проект доклада Минэкономразвития о финансировании проектов «Роснефти» из фонда национального благосостояния (ФНБ), говорится в письме замминистра финансов Андрея Иванова от 20 мая (копия есть у «Ведомостей»). В прошлом году «Роснефть» подала заявку на получение денег для 28 проектов, Минэкономразвития предложило пока ограничиться приоритетными пятью проектами (см. врез).
Причина отказа – нет обоснований, достаточных для принятия решений, говорится в письме. Минфин уведомлял об этом еще в апреле и эта позиция так и не была отражена в докладе, указывает Иванов.
Подлинность письма подтвердили два федеральных чиновника. Доклад Минэкономразвития проходит процедуру согласования – если концепцию одобрят, будет проведена оценка стратегического обоснования проектов, говорит представитель министерства. Представитель курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича отказался от комментариев.
Формально у Минфина технические замечания – не представлены все необходимые материалы. Но в реальности он хочет заволокитить и похоронить заявки на ФНБ, объясняют четыре федеральных чиновника. И дело вовсе не в конкретных проектах.
Двое из собеседников Ведомостей говорят со ссылкой на чиновников Минфина, что тот не хочет финансировать именно нефтяной сектор. Во-первых, ФНБ формируется из нефтегазовых доходов и надо их вкладывать в проекты, которые не коррелируют с ценой на нефть. Во-вторых, нефтяная отрасль меньше всего пострадала от кризиса, объясняет чиновник: «Нефтяники для них – жирные коты». Помимо «Роснефти» деньги из ФНБ просила Независимая нефтяная компания бывшего президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова.
Пятерка «Роснефти»
Минэкономразвития согласовало выделение средств на пять проектов «Роснефти» – судостроительный центр «Звезда», газовое месторождение «Роспан», месторождения Ванкорского кластера – Русское и Юрубчено-Тохомское, а также Ачинский НПЗ. «Роснефть» считает, что в любом случае деньги должна получить «Звезда» – это ненефтяной проект, говорит Леонтьев.
ФНБ – подушка безопасности для покрытия рисков пенсионной системы и есть ограниченный перечень проектов, который был одобрен, говорит представитель Минфина Светлана Никитина. В целом Минфин выступает за консервативный подход к использованию резервов, напоминает она: на конец года в резервном фонде по умеренно оптимистичному прогнозу будет около 2 трлн руб., дефицит бюджета в ближайшие три года ожидается существенный, а решения о модели бюджета пока нет. На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос финансирования дефицита пенсионной системы из ФНБ. Если будет проводиться ответственная бюджетная политика и будет снижаться дефицит бюджета (на 1 п. п. в год), то доходов бюджета будет достаточно для этого, ответил на это министр финансов Антон Силуанов.
Не только Минфину, всему правительство выгодно такое вялотекущее согласование, признают чиновники. Никто не хочет торопиться отдавать деньги – в экономике по-прежнему кризисные явления. Но и прямо отказывать президенту «Роснефти» Игорю Сечину никто не хочет, объясняет один из них. Минфин же – мастер по части волокиты, это признают многие чиновники: министерство похоронило многие идеи; точно так же оно сейчас волокитит законопроект о налоге на финансовый результат с нефтяной отрасли.
Но и проекты не могут долго ждать решения чиновников. Правительство уже сорвало условный дедлайн – его обозначил Сечин: если проекты из ФНБ не будут профинансированы до 1 июня, будут сдвинуты сроки реализации, писал он в марте Дворковичу (копия письма есть у «Ведомостей»). Разработка Русского месторождения начнется на два года позже (в 2019 г. вместо 2017 г.), Юрубчено-Тохомского – на год (в 2018 г. вместо 2017 г.). Добыча будет меньше, чем планировала «Роснефть», на 10 млн т по двум проектам за пять лет, доходы бюджета сократятся более чем на 90 млрд руб., говорилось в письме.
«Мы ни на чем не настаиваем и ни на кого не давим, а лишь информируем о рисках», – подчеркнул вчера представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. Причем компания, по его словам, может продержаться в этом году и без средств ФНБ. «Это штатная ситуация, Минфин всегда против, но если бы он принимал решение, то вообще бы денег из ФНБ никому никогда не выдал», – спокоен Леонтьев.
Принимать решение все равно будет президент – при положительном решении ничье мнение не будет уже важно, признают чиновники.