«Турецкий поток» пойдет новым маршрутом

Его частью может стать газопровод Eastring через Болгарию до Словакии
Если Словакия перестанет быть транзитером газа, ее бюджет понесет убытки
Если Словакия перестанет быть транзитером газа, ее бюджет понесет убытки / David W Cerny / Reuters

Россия оценит возможность подключения газопровода Eastring к «Турецкому потоку», заявил во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с премьером Словакии Робертом Фицо.

Словакия начала продвигать Eastring в начале 2015 г., после того как «Газпром» отказался от «Южного потока» в пользу «Турецкого потока» и объявил, что с 2020 г. с его помощью откажется от транзита газа через Украину. На этом маршруте большая часть транзитного газа затем идет в Европу через Словакию. Если Словакия перестанет быть транзитером газа, ее бюджет понесет убытки, признал Фицо. Поэтому Eastring должен быть связан с российско-турецким направлением, отметил он.

«Мы готовы оценить то, что нам предлагают, и мощности, которые потребуются, и финансирование. Все это будет делаться в увязке с движением по "Турецкому потоку"», - сказал в ответ Медведев.

Eastring планируется проложить через Словакию, Венгрию, Румынию до Болгарии. Именно Болгарию «Газпром» обвинил в срыве «Южного потока». Правда, президент Владимир Путин пообещал потом не наказывать ее за это, допустив, что «Турецкий поток» может дойти и туда.

Изначально Eastring позиционировался как маршрут для поставок на Балканы газа из Каспийского региона. Европа после 2020 г. планирует получать газ из Азербайджана по системе газопроводов TANAP-TAP через Турцию и Грецию. Еврокомиссия называет этот проект приоритетным, а «Турецкий поток» считает ненужным, призывая сокращать зависимость от России. Тем не менее Eastring получил поддержку властей ЕС и 13 мая был включен в десятилетний план развития европейских газовых сетей.

Проект Eastring

По оценке Eustream, протяженность Eastring составит 570–900 км. Ориентировочная мощность газопровода – 10–20 млрд куб. м газа. Предполагается, что он сможет работать в реверсном режиме. Стоимость проекта оценивается от 750 млн до 1,235 млрд евро.

В то же время Словакия впервые публично объявила, что хочет подключить газопровод к «Турецкому потоку». Представитель Еврокомиссии отказался сообщить, будет ли Eastring поддержан в этом случае.

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер в середине апреля говорил, что «Турецкий поток» реанимировал в регионе целый ряд проектов, в том числе Eastring и проект газопровода ITGI из Греции в Италию. Если «Газпром» пригласят в эти проекты, то он рассмотрит такую возможность, говорил он. Во вторник представитель «Газпрома» не ответил на запрос.

В конце мая Миллер заявил, что у Eastring нет ни ТЭО, ни состава участников и непонятно, чей газ пойдет по этому газопроводу. Ранее он разъяснял, что по TAP в Европу пойдет только 10 млрд куб. м газа и все они уже проданы в Европе.

Eastring может стать альтернативным продолжением «Турецкого потока». До сих пор строить его дальше планировалось через Грецию, Македонию, Сербию, Венгрию до Австрии. Но руководство Македонии и Сербии уже поставило под сомнение свое участие в проекте, объявив, что этого не произойдет без одобрения ЕС и США.

На Македонию давят извне, дестабилизация в ней связана с прежним желанием страны участвовать в «Турецком потоке», заявил на прошлой неделе представитель России при ЕС Владимир Чижов (его слова передавал «Интерфакс»). Он подчеркнул, что турецко-греческую границу газопровод пересечет, об этом все договоренности есть, но проблема в том, каким маршрутом труба пойдет дальше.

«Газпром» обещает начать строительство «Турецкого потока» в середине июня, хотя межправительственные соглашения с Турцией и Грецией пока не подписаны.

Медведев во вторник подтвердил, что все документы готовятся и принципиальные договоренности с Турцией есть. На прошлой неделе министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис заявил, что соглашение с Россией может быть подписано на Петербургском экономическом форуме.

Для «Газпрома» важно, что началась конкуренция за маршруты «Турецкого потока» в Европе, считает директор ФНЭБ Константин Симонов. Если в Македонии и Сербии увидят, что из-за Eastring они могут лишиться газа и транзита, их позиция вновь может измениться, считает он. Реанимация ITGI тоже вероятна, и тогда конкуренция будет еще жестче, резюмирует эксперт.