Россия растеряла позиции в глобальном рейтинге ритейла
Она опустилась на 21-е место, гласят данные исследования A.T. KearneyРоссия упала в мировом рейтинге рынков розничной торговли развивающихся стран, свидетельствует ежегодное исследование A.T. Kearney «Глобальный индекс развития торговли».
Индекс отслеживает привлекательность для международных сетей 30 крупнейших развивающихся стран мира по 20 макроэкономическим и отраслевым параметрам. Исследование также не только определяет успешные на данный момент рынки, но и страны с потенциалом развития.
Год назад Россия совершила самый большой скачок среди стран – участниц рейтинга – на 11 строчек до 12-го места, так как ее потенциал «для развития международных торговых сетей перевесил страновые риски». Но за прошедший год Россия растеряла позиции. В рейтинге 2015 г. Россия потеряла 9 пунктов и заняла 21-е место, уступив в том числе Перу (№ 16 в 2015 г.), Панаме (№ 19), Колумбии (№ 20), Саудовской Аравии (№ 17) и Ботсване (№ 18), которых обгоняла еще год назад.
Лучшим рынком для торговли, по результатам исследования A.T. Kearney, в этом году стал Китай, обогнавший прошлогоднего лидера, Чили. Несмотря на общее замедление роста китайской экономики, розничный рынок этой страны обгонит рынок США к 2018 г., отмечается в исследовании.
Российская экономика вошла в идеальный шторм в 2014 г., пишут исследователи из A.T. Kearney: низкие цены на нефть, девальвация, разгон инфляции, отток капитала, падение покупательской уверенности и общее замедление экономического роста – все это наложилось на политические последствия кризиса, вызванного событиями на Украине.
Для глобальных брендов, которые зависят от продаж в России, стремительные перемены в экономике и риски стали главной головной болью, говорится в материалах A.T. Kearney. За год страновой риск России, по расчетам консультантов, достиг 28,4 против 38,4 годом ранее (чем ниже индикатор, тем выше риск).
Страновой риск – один из четырех компонентов индекса развития торговли A.T. Kearney наряду с насыщенностью рынка, привлекательностью для бизнеса и «временным давлением» (скорость роста ритейла, его перспективы и общеэкономическое состояние). Общий балл за риск аналитики получают, учитывая политический и экономический риски, долговые индикаторы, кредитные рейтинги и доступность банковского финансирования, а также риски терроризма, преступности и коррупции.
«...Возросший политический риск подтолкнул к заметным закрытиям [магазинов] и уходам с рынка», – отмечают аналитики A.T. Kearney. В качестве примера они приводят Adidas, начавший в этом году программу по закрытию 200 магазинов в России из примерно 1100, и «Маратекс», закрывший франчайзинговые сети New Look, Esprit, OVS, River Island в России. Кроме того, финский ритейлер Stockmann в начале этого года заявил, что закроет три убыточных универмага «Стокманн» в Москве из восьми, а также полностью закроет в России магазины одежды Lindex и Seppala.
Российским непродовольственным ритейлерам приходится нести схожие с зарубежными игроками риски, отмечает руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Елена Задорожная: «Зачастую они подвержены тем же валютным колебаниям и зависимы от внешнего производства, при этом не имеют дополнительных источников для компенсации потерь».
Но в целом в непродовольственном ритейле зарубежным игрокам может быть легче, чем российским коллегам, отмечает она: работа в нескольких странах позволяет им диверсифицировать риски и нивелировать потери в России.
Для продовольственных ритейлеров ситуация не легче. Они попали под удар летом 2014 г. с ограничением импорта продовольствия из ЕС, США, Австралии и Канады, напоминает A.T. Kearney. «В то же время девальвация вызвала рост цен до 50%. Чтобы удержать спрос, многие крупные ритейлеры зафиксировали цены примерно на 20 основных продуктов в начале 2015 г.», – говорится в обзоре.
Не ясно, как будет развиваться российская экономика, отмечал в отчетности за 2014 г. финский холдинг Kesko (магазины стройматериалов «К-раута», магазины спорттоваров и продовольственные магазины «К-руока»). Падение цен на нефть в 2014 г. сократило доходы бюджета, а политические и страновые риски, напротив, выросли, перечисляла Kesko. Компания отмечала, что приостановит развитие в России, если эти факторы и дальше продолжат влиять на операционную деятельность. Еще один финский ритейлер – Sok Retail International – приостановил развитие сети магазинов Prisma в России, говорил в конце 2014 г. «Ведомостям» президент компании Веса Пуннонен.
Но «с шестым по размеру ВВП в мире Россия слишком крупный и важный рынок, чтобы его игнорировать в долгосрочной перспективе <...> несмотря на ухудшение экономических условий и политической напряженности», и ряд компаний пытаются усилить свои позиции в стране, отмечают аналитики A.T. Kearney.
«Россия остается привлекательным рынком для нас не только из-за его размеров, но и из-за динамики. В 2014 г. Metro Cash & Carry открыла семь торговых центров в России, в этом году мы не будем снижать темпы роста сети», – говорит Оксана Токарева из российского подразделения Metro Cash & Carry. Adidas, несмотря на закрытие двух сотен точек в стране, откроет около 150 новых магазинов, а торговые площади в Москве в результате не изменятся, напоминает представитель российского подразделения компании.
Кроме того, некоторые ритейлеры, которым раньше не удалось выйти в Россию, могут получить второй шанс. В начале мая татарстанские чиновники сообщили, что компания Majid Al Futtaim из ОАЭ, владеющая франшизой на развитие магазинов Carrefour на Ближнем Востоке и в странах СНГ, «рассматривает возможность открытия в Казани своей сети гипермаркетов».
Зарубежные ритейлеры в большинстве случаев не останавливают экспансию в России, а более осторожно и взвешенно подходят к развитию в стране, говорит партнер Deloitte Егор Метелкин. Стабилизация в экономике за последние месяцы – пока недостаточно длительный срок для зарубежных игроков, чтобы продолжить рост в России прежними темпами. «Думаю, ритейлерам потребуется как минимум полугодовой период, чтобы определиться, возобновить ли активный рост или остаться на замедленных темпах развития в России», – добавляет он. Для компаний наиболее важна покупательная способность россиян, а это индикатор, восстановление которого всегда происходит с отложенным эффектом, говорит Метелкин.