«Роснефть» и «Лукойл» будут бороться за участок на Таймыре
Компании подали заявки на конкурс на сухопутную часть Восточно-Таймырского участкаУчасток площадью 3800 кв. км расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Это не самая перспективная часть всего Восточно-Таймырского участка. Его прогнозные ресурсы по категории D2: нефти (извлекаемые) – 4,5 млн т, газа – 9,3 млрд куб. м, конденсата (извлекаемые) – 0,5 млн т (данные на начало 2009 г.). Пробуренных скважин на участке нет. Разовый платеж составит 3,2 млн руб. Технико-экономические предложения принимаются до 17 июля. Победитель определится 5 августа, он получит 27-летнюю лицензию на разведку и добычу. Основные критерии конкурса – научно-технический уровень программы использования участка, полнота извлечения сырья, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, учет интересов национальной безопасности России, следует из конкурсной документации.
Дорога на шельф
Донской говорил, что одним из вариантов ускоренного освоения шельфа может стать привлечение частных компаний к разработке транзитных зон в Арктике (т. е. в том числе Восточно-Таймырского участка). По его словам, инвестиции сопоставимы с вложениями в разработку шельфа в Восточной Арктике. По данным Минэнерго, в ближайшие 20–25 лет «Роснефть» может вложить в Арктику $500 млрд.
Весь Восточно-Таймырский участок, кроме сухопутной части, включает транзитные воды и шельф. И его прогнозные ресурсы нефти по категории D2 оценивались в 351,1 млн т. Два года назад участком интересовался «Лукойл». Президент компании Вагит Алекперов в начале 2013 г. рассказывал президенту Владимиру Путину, что компания готова была вести там геологоразведку. Эта же тема поднималась на их встрече спустя два года. «Мы посмотрели для себя медвежий угол, где 900 км до всех коммуникаций, до всех городов. С вашего одобрения мы начали бы детальную проработку, чтобы приступить к формированию там инфраструктуры», – говорил Алекперов в 2013 г. В частности, компания рассматривала возможность строительства грузового терминала в регионе подобно варандейскому. Путин обещал поддержку. По закону на шельфе могут работать только государственные «Роснефть» и «Газпром», но правительство разрабатывает критерии доступа на шельф и частных компаний (см. врез).
«Роснефть» тоже интересовалась Восточно-Таймырским участком. В 2013 г. Роснедра решили выставить его на аукцион (стартовый платеж был 97,4 млн руб.), но торги постоянно откладывались. Затем было решено продать только его сухопутную часть. «Есть вполне рациональное зерно в том, что выставлена часть участка. В первую очередь мы хотели привлечь большее количество участников. Если бы был участок с шельфом, то претендентов было бы гораздо меньше <...> Ведь, начиная работу на суше, вы фактически готовите базу для дальнейшего развития», – говорил Донской (цитата по «Интерфаксу»).
Цель участия в этом конкурсе – зацепиться за часть участка, чтобы затем претендовать на весь, объясняет аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Добыча на Восточно-Таймырском участке – долгосрочная перспектива, там чрезвычайно суровый климат и нет никакой инфраструктуры, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин. Инвестиции в разработку участка оценить сложно, но очевидно, что они будут огромными. Алекперов оценивал стоимость одной скважины здесь в $200 млн.
«Роснефть», вероятно, рассчитывает на синергию этого участка со своими участками в Карском море, отметил он. Сейчас сроки бурения там сдвигаются из-за санкций. По мнению Кокина, для «Роснефти» важно застолбить как можно больше. Сейчас у «Роснефти» 48 шельфовых участков с перспективными ресурсами в 41,8 млрд т нефтяного эквивалента (н. э.). В целом доказанные запасы углеводородов госкомпании – 33 млрд барр. н. э. «Лукойл» же пытается найти новые возможности в России, напоминает Кокин. Доказанные запасы углеводородов «Лукойла» на 1 января 2014 г. были 17,401 млрд барр. н. э.