Американская Chevron возродит нефтепровод Бургас – Александруполис

Компания интересуется проектом и попытается убедить власти Болгарии в его необходимости
Труба задумывалась как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы
Труба задумывалась как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы / С. Портер / Ведомости

Американская Chevron заинтересована в проекте строительства нефтепровода Бургас – Александруполис, заявил в интервью ТАСС президент «Транснефти» Николай Токарев. Интерес компании к этому проекту связан с планами расширения мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), участником которого является Chevron (15%). Представитель компании не ответил на запрос «Ведомостей».

В 2014 г. по КТК было прокачано 40 млн т, после расширения до конца 2016 г. мощность увеличится до 67 млн т. По трубе транспортируется нефть из Казахстана и России до Новороссийска, где перегружается на танкеры. «Возможности Босфора не безграничны. Дополнительные объемы, которые появятся после расширения консорциума, будет протаскивать сложно», – сказал Токарев.

Идея строительства нефтепровода мощностью до 50 млн т от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса родилась еще в 1990-х гг. Труба задумывалась как альтернатива танкерным перевозкам через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Соглашение о строительстве трубы Россия, Болгария и Греция подписали в 2007 г. Для реализации проекта была создана компания Trans-Balkan Pipeline B.V. (ТВР), в которой «Транснефти», «Роснефти» и «Газпром нефти» принадлежит 51%, Болгарии и Греции – по 24,5%. Стоимость трубы оценивалась в 1 млрд евро. Но в 2011 г. проект был заморожен, так как власти Болгарии усомнились в его экологической безопасности.

«Буквально неделю назад болгарская сторона вновь вышла с инициативой прекратить существование управляющей компании Trans-Balkan Pipeline B.V.», – рассказал Токарев. «Но юридических оснований у болгарской стороны в одностороннем порядке выйти из этого проекта нет», – добавил он. Chevron же, по словам Токарева, обещала провести консультации с болгарскими партнерами: «Поэтому я считаю, что у проекта есть будущее, он интересен хотя бы в силу того, что решит проблемы с Босфором». Он не исключил вхождения КТК в проект «Бургас – Александруполис». Представитель КТК отметил лишь, что вопрос обсуждается, но никаких решений нет.

Бургас – Александруполис будет интересен участникам КТК, но для его реализации нужно договориться с Болгарией, а это нелегко, говорит директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крюков. Санкции против России не должны помешать его строительству, но риски есть в случае ухудшения политической ситуации, отмечает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин.