«Трансаэро» увеличила чистый убыток за 2014 год
Авиакомпания переоценила финансовые результаты предыдущих лет«Трансаэро» пересмотрела финансовый результат за 2013 г., следует из отчетности перевозчика по МСФО за 2014 г. После переоценки чистый убыток авиакомпании за 2013 г. составил 13,34 млрд руб. Ранее компания отчитывалась о прибыли за 2013 г. в 788 млн руб. Чистый убыток «Трансаэро» в 2014 г. вырос в сравнении с пересмотренным показателем прошлого года на 8,4% - до 14,46 млрд руб., а выручка - на 8% до 113,8 млрд руб.
«В ходе этой работы были внесены изменения в отчетности предыдущего периода для корректного отражения соответствующих показателей, а также доначислен ряд бухгалтерских резервов общим объемом около 18 млрд. руб. Была проведена переоценка основных средств и нематериальных активов», - объясняется в сообщении компании.
Такой пересмотр результатов предыдущих периодов - экстраординарное событие для публичной компании: это подрывает доверие инвесторов, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Если бы акции «Трансаэро» были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», - гововрит он. В пятницу на Московской бирже «Трансаэро» подорожала на 0,5% до 15,4 млрд руб.
По сравнению с ранее опубликованной отчетностью за 2013 г. в новой сильно уменьшился размер выданных контрагентам авансов. Так, выданные авансы за 2013 г. до переоценки составляли 18,8 млрд руб. После переоценки их размер оценивается в 965,7 млн руб., за 2014 г. - 350,7 млн руб. «В рамках работы по повышению качества отчетности были внесены изменения в отдельные статьи учетной политики. Компания провела масштабную работу по сверкам с контрагентами и доначислению резервов», - объяснил представитель компании. По данным за 2013 г., по некоторым статьям значительно пересмотрены операционные расходы. Так, расходы на аэронавигацию и наземное обслуживание до переоценки составляли около 16,1 млрд руб., после переоценки - 25,6 млрд руб. Также значительно увеличились расходы на техническое обслуживание - с 5,9 млрд руб. до переоценки до 10,1 млрд руб. В 2014 г. расходы по этим статьям уменьшились - до 21,6 млрд руб. и 5 млрд руб. соответственно.
Была также проведена переоценка основных средств и нематериальных активов. Размер нематериальных активов увеличился в сравнении с 2013 г. на 59,221 млрд руб. В аудиторском заключении компании «РСМ Русь» говорится, что по статье «нематериальные активы» отражена стоимость товарных знаков. Стоимость товарных знаков на 31 декабря 2014 г. и 31 декабря 2013 г. включает в себя дооценку в размере 59,139 млрд руб. и 1,649 млрд руб. «Мы не получили достаточных аудиторских доказательств того, что указанная выше стоимость соответствует принципам определения справедливой стоимости нематериальных активов, по данным активного рынка», - говорится в заключении. В отчетности говорится, что стоимость актива увеличилась за счет того, что группа привлекла независимых оценщиков для определения текущей рыночной стоимости товарных знаков на 31 декабря 2014 г. Авиакомпания провела переоценку своих товарных знаков впервые за шесть лет, объясняет представитель «Трансаэро». «По итогам профессиональной экспертизы была сформирована справедливая рыночная оценка стоимости товарных знаков авиакомпании, соответствующая отраслевым аналогам», - отмечает он. Аналитик RMG Андрей Третельников указывает, что такое увеличение нематериальных активов - один из методов немного поправить состояние баланса.
Сейчас «Трансаэро» не в лучшей форме. Общий долг авиакомпании на конец 2014 г. - 64,8 млрд руб. (исключая обязательства по финансовой аренде). «Трансаэро» ведет переговоры с синдикатом кредиторов (его координирует ВТБ) о реструктуризации долга и они близки к завершению, рассказал «Ведомостям» на прошлой неделе собеседник в одном из банков-кредиторов. По словам собеседников, рассматривается предоставление новой госгарантии авиакомпании (в конце прошлого года «Трансаэро» уже получила госгарантию на 9 млрд руб.). В среду заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев заявил о том, что «Трансаэро» нарушила ограничительные условия кредитов и банк решил предоставить компании ковенантные каникулы. В четверг Полетаев рассказал, что авиакомпания представила банку только «рабочие материалы» к бизнес-плану и они «не до конца» устроили банк.