Проблемы с электричками решат с помощью автодорог

Регионы не получат денег на дороги, пока не наладят пригородное сообщение
Пригородное сообщение важнее, чем автодороги, решило правительство
Пригородное сообщение важнее, чем автодороги, решило правительство / А. Астахова / Ведомости

Правительство в феврале получило разнос от президента Владимира Путина за отмену электричек в регионах и стало принимать меры (см. врез). Одна из них нестандартная, рассказали два федеральных чиновника: регионы не получат субсидий на автомобильные дороги, пока не наладят пригородное сообщение.

Принцип зафиксирован в постановлении правительства о распределении вспомогательных трансфертов регионам на их дорожное хозяйство, объясняет чиновник, курирующий инфраструктуру. Деньги будут перечислены, только если правительственная комиссия по транспорту под руководством зампреда правительства Аркадия Дворковича одобрит то, как регион исполняет полномочия по организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении, говорится в документе. Речь о 60 млрд руб., которые правительство в этом году выделит на крупные проекты федерального значения и расширения пропускной способности дорожной сети.

Новый порядок описан в протоколах апрельских заседаний этой комиссии. Регионы должны предоставить ей договоры с пригородными пассажирскими компаниями (ППК) на транспортное обслуживание в 2015 г. и соглашения об урегулировании споров о долгах, а также подтвердить, что ППК полностью получат компенсацию потерь от регулирования тарифов. Если комиссия одобрит действия региона, она разрешит перечислить автодорожную субсидию, объясняет чиновник. А если регион не сможет решить проблему с ППК, трансферт может быть отдан другим регионам, говорится в протоколе заседания комиссии. На двух заседаниях одобрение получили 49 регионов, больше половины из них – при условии, что доработают договоренности с ППК, следует из протоколов.

Чем могли – помогли

Правительство выделило из антикризисного фонда 8,8 млрд руб. на компенсацию затрат на пригородное сообщение, регионы получили право регулировать тарифы и компенсировать недополученные доходы от регулирования тарифов. НДС для пригородных перевозок обнулен, льготная ставка платы за инфраструктуру снижена с 0,25 до 0,1%, а РЖД обещала передавать электрички в капитал пригородных компаний: в 2012–2014 гг. 80% их расходов составили разные виды платы за подвижной состав, сообщала Счетная палата.

Но среди этих 49 регионов нет тех, где вовсе прекратилось пригородное сообщение: Вологодской, Псковской, Тульской и Новгородской областей и Забайкальского края. Представитель РЖД от комментариев отказался.

По словам представителя Дворковича, документы всех регионов должны быть рассмотрены до конца мая. Ближайшее заседание комиссии пройдет сегодня, знают два чиновника. Представитель Дворковича его график не комментирует.

Электрички отменялись, потому что регионы не могли компенсировать ППК потери. Из 25 ППК, по данным РЖД, только у 11 был положительный финансовый результат.

В дорожном фонде Псковской области на 2015 г. всего 3,4 млрд руб., сообщала администрация региона, а трансферты, привязанные к электричкам, – почти 1,1 млрд. Но даже регионы, получившие одобрение комиссии, денег из федерального бюджета не получили, потому что не предоставили Росавтодору обновленные программы развития дорожного хозяйства, рассказывает чиновник, курирующий инфраструктуру. А регионы, договаривающиеся с ППК, не спешат делать это себе в ущерб, лишь бы получить субсидию на автодороги, говорит региональный чиновник: как одно связано с другим, никто так и не понял.

Пригородное сообщение – крайне трудная проблема для региона, а идея правительства напоминает бюрократическую уловку, которая позволит в трудной бюджетной ситуации вообще не выделять денег на дорожное хозяйство, считает Наталья Зубаревич из НИУ ВШЭ.