Спрос на золотые украшения упал на 40% в I квартале
Потребители стали выбирать украшения подешевлеОбщий вес проданных в России в I квартале 2015 г. ювелирных украшений составил 11,8 т, это на 40% меньше, чем за такой же период прошлого года, говорится в отчете Всемирного золотого совета (World Gold Council, WGC). В результате доля россиян на мировом ювелирном рынке сократилась в полтора раза – с 3,16 до 1,96%.
Мировые продажи золота в I квартале 2015 г. составили 1079 т – на 1% меньше, чем годом ранее, говорится в отчете WGC. Такие результаты эксперты совета связывают с сокращением ювелирного и промышленного спроса, которое компенсировал рост инвестиционного спроса. В стоимостном выражении продажи золота составили $42,28 млрд, сократившись на 7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
В России продажи ювелирных украшений сокращались на протяжении всего прошлого года, свидетельствуют данные WGC: если в I квартале 2014 г. было куплено 19,6 т украшений, то во II и III кварталах – 16,9 и 16,6 т соответственно.
Даже потребительский бум в конце года, когда россияне тратили стремительно дешевеющие рубли, не помог продавцам украшений: за это время было продано лишь 13,9 т золотых украшений.
Слитки в минусе
1,3 тонны составил в I квартале общий вес проданных в России золотых монет и слитков, говорится в отчете WGC. В годовом исчислении спрос на них сократился на 43%
После черного вторника в декабре, когда Центробанк резко поднял ключевую ставку, спросом пользовались дорогие украшения, где главное – не вес, а бренд и, соответственно, цена, вспоминает один из ювелирных ритейлеров.
Покупатели были активны в январе, а уже с февраля рынок замер, говорит гендиректор Y-Сonsulting Дарья Ядерная. Не было бума и перед 8 марта, это убило сезон, добавляет она.
Исполнительный директор «Адамаса» Максим Вайнберг не соглашается с ней: начало года – это традиционный «ювелирный» сезон с праздниками 14 и 23 февраля, 8 марта, а праздник для россиян, несмотря ни на что, остается праздником, убежден он. Кроме того, на фоне декабрьской потребительской паники и осмысления ее последствий в феврале у многих изменилось отношение к золоту как потенциальному материальному активу, считает Вайнберг: в отличие от телевизора и автомобиля его легко можно конвертировать в реальные деньги с минимальными потерями.
Вайнберг оценивает сокращение розничных продаж ювелирных изделий минимум на 20% за январь – апрель при снижении доходов населения и росте цен. По данным Ядерной, за это время стоимость ювелирных украшений в среднем выросла на 27%, но средний чек упал.
В целом сейчас продается либо очень дешевая ювелирная продукция, либо ультрароскошная, рассказывает Ядерная. Представитель Mercury, которая работает в России с марками Chopard, Bvlgari, Harry Winston, Graff, Mikimoto и т. д., не смог вчера предоставить комментарии. Richemont Group (владеет Piaget и Cartier SA) и Tiffany & Co еще не публиковали отчет за этот период.
Датская Pandora, развивающая одноименную сеть ювелирных украшений, сообщала о падении выручки в России за I квартал на 75% до 40,1 млн датских крон, или 298 млн руб. (расчет «Ведомостей» по курсу на 12 мая, дату отчетности компании). Pandora объясняла это общим снижением доходов россиян и сильным результатом в прошлом году.
Ювелирный рынок в России переживает довольно серьезные трансформации, считает Вайнберг. Например, наметилось смещение спроса (в пределах 15%) из категории «бриллианты» в «цветные драгоценные камни», произошедшее, очевидно, из-за коррекции цен, рассказывает он. При ограничениях в бюджете покупатели, которым важно купить качественное ювелирное украшение с настоящими камнями и которые бы год назад предпочли бриллианты, рассматривают цветные драгоценные камни как альтернативу, полагает Вайнберг. Возвращается спрос на серебряные украшения, добавляет Ядерная. Покупатели в целом переключаются на более скромные украшения: выбирают камень поменьше или проще, резюмирует один из ювелирных ритейлеров.