РЖД предлагает правительству выдать ей 140 млрд рублей субсидий

Если тарифы на грузоперевозки будут повышены лишь на 7,5%
Кто должен компенсировать убытки монополии – грузоотправители или государство, должны решить чиновники
Кто должен компенсировать убытки монополии – грузоотправители или государство, должны решить чиновники / М.Стулов / Ведомости

Кто должен компенсировать убытки монополии – грузоотправители или государство, должны решить чиновники. Минэкономразвития знает об этих предложениях РЖД и с ними не согласно, говорит представитель министерства. «По нашим расчетам, достаточно будет индексации 7,5% на следующий год и субсидии бюджета на уровне 20–30 млрд руб.», – отмечает он. Представители других министерств, курирующих РЖД, – Минтранса и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Если тариф РЖД в 2016 г. будет повышен на запланированные 7,5%, то монополии будет нужно 140 млрд руб. субсидий из бюджета на «поддержание финансовой устойчивости». Об этом говорится в обновленном финансовом плане РЖД на 2014–2016 гг. (копия есть у «Ведомостей»). Компания предлагает и другие варианты, как избежать роста субсидий. Нужно повысить тарифы на грузоперевозки на 13%, тогда субсидий понадобится 67,5 млрд руб., а если на 15,7% – то всего 24,1 млрд руб., следует из документа. Только так РЖД в 2016 г. выйдет на безубыточный уровень. В 2015 г. монополия прогнозирует убыток в 32 млрд руб., в 2014 г. он был 44,1 млрд руб. В этом году тарифы РЖД повышены на 10% – больше, чем у других монополий.

В стратегии развития до 2020 г. РЖД также указывала на необходимость увеличения господдержки, чтобы не оказаться убыточной. Правда, там на 2016 г. РЖД просила в два раза меньше – 75 млрд руб. (см. график). В своей стратегии РЖД напоминает, что государство уже предоставляло субсидии «на поддержание операционной деятельности»: в 2010 г. – 54,2 млрд руб., в 2013 г. – 23,7 млрд руб. и в 2014 г. – 26,7 млрд руб. Этого РЖД оказалось недостаточно, но дефицит средств компания ликвидировала за счет продажи «дочек» и дивидендов от них. Сейчас таких источников у РЖД уже нет, говорил ранее источник, близкий к монополии. Представитель компании от комментариев отказался.

Кто должен компенсировать убытки монополии – грузоотправители или государство, должны решить чиновники

Против роста тарифов на 13–15,7% выступают грузоотправители. Такая индексация приведет не к росту погрузки, как прогнозирует РЖД, а к ее падению минимум на 5%, говорит сотрудник крупной компании-грузоотправителя. Дополнительная индексация тарифа на экспорт и укрепление рубля в этом году приведут к снижению прибыли у ключевых клиентов РЖД, отмечает он. В конце прошлого года РЖД увеличила стоимость экспортных перевозок на 13,4% (правда, в январе сократила надбавку для угольщиков до 1,3%).

С грузоотправителями соглашаются и операторы. По словам сотрудника крупной компании – железнодорожного оператора, дальнейший рост тарифов, который будет выражаться в двузначных числах, приведет к тому, что грузы еще быстрее будут уходить на альтернативные виды транспорта.

Но субсидиями на «поддержание финансовой устойчивости» РЖД в 2016 г. не ограничится. Еще 25 млрд руб. компания рассчитывает получить из бюджета в качестве компенсации убытков от предоставления льготного тарифа пригородным перевозчикам и 166 млрд руб. – на увеличение пропускных способностей инфраструктуры (в том числе 50 млрд руб. – из фонда национального благосостояния). Из них 90,2 млрд руб. пойдет на расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, 12,9 млрд руб. – на Московский транспортный узел, 30,1 млрд руб. – на Краснодарский транспортный узел и 18,5 млрд руб. – на строительство дороги в обход Украины. Инвестпрограмма на 2016 г. – 501,7 млрд руб. (в утвержденном в ноябре прошлого года варианте инвестпрограммы – 486,6 млрд руб.).