Минпромторг не сумел согласовать увеличение цен на перевозку порожних вагонов для обновления парка
Теперь обсуждаются штрафы за поломкуИдею Минпромторга о повышении стоимости перевозки порожних вагонов на 48% не поддержали ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к профильным ведомствам, и подтвердил представитель Минэкономразвития. Но правительство не отказалось от идеи сделать использование старых вагонов менее рентабельным, чем новых, – министерства обсуждают введение штрафов за поломку вагонов и страхование ответственности операторов. Минэкономразвития поддерживает эти предложения, говорит его представитель.
Еще один вариант – повышение стоимости текущего ремонта. Но во сколько это обойдется операторам, пока не понятно.
Представитель ФСТ сообщил, что «вопрос ускоренного списания вагонов с продленным сроком службы прорабатывается». Итоговые предложения ФСТ направит в правительство. Представители Минтранса, Минпромторга и Минэкономразвития на вопросы не ответили.
Повысить стоимость перевозки порожнего вагона с истекшим сроком службы предлагал на совещании по развитию транспортного машиностроения у премьер-министра Дмитрия Медведева министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его мнению, такая мера за счет массовой остановки старых вагонов может повысить рентабельность операторского бизнеса – ставка может вырасти с нынешних 500 руб. за вагон в сутки до 830 руб. Это создаст ежегодный спрос на новые вагоны на 40 000 единиц в год и позволит загрузить вагоностроительные предприятия. Премьер по итогам совещания поручил ФСТ, Минэкономразвития, Минпромторгу, Минтрансу до 30 апреля «провести анализ предложений по изменению тарифного регулирования».
По данным Минпромторга, сейчас 24% всех вагонов в России – с истекшим сроком службы (293 000). Крупнейшие их собственники – Первая грузовая компания (принадлежит Владимиру Лисину) и Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД).
Штрафы за поломку вагонов и страхование – это мера экономического стимулирования эффективной эксплуатации вагонов, а не очередная попытка административно заставить собственников списывать исправные, хоть и не самые новые, вагоны, полагает представитель ПГК. По его словам, ПГК от этих мер только выиграет. «ПГК обеспечивает поддержание своих вагонов в хорошем техническом состоянии – на один вагон ПГК приходится меньше неисправностей, чем в среднем по рынку».
Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров, напротив, считает, что штрафы за поломку вагонов одинаково невыгодны всем операторам, даже тем, у кого относительно новый парк. Нужна такая мера, которая бы действовала целенаправленно – на собственников старых вагонов, например, повышение ставки налога на имущество для таких вагонов, резюмирует эксперт.