«Роснефть» заподозрила Минприроды в продвижении интересов частных нефтяных компаний

Новый законопроект «прямо заточен под «Лукойл», считают в госкомпании
«Роснефть» считает, что законопроект о либерализации шельфа «заточен под «Лукойл»
«Роснефть» считает, что законопроект о либерализации шельфа «заточен под «Лукойл» / Д.Гришкин / Ведомости

На следующий день после заявления министра природных ресурсов Сергея Донского о том, что для работы на шельфе предлагается использовать механизм создания консорциумов по опыту Норвегии и что к участию в них будут допущены частные компании, «Роснефть» обвинила Минприроды в лоббировании интересов частных нефтяных компаний.

Сейчас право работать на шельфе имеют «Роснефть» и «Газпром». Доступ частным компаниям на шельф закрыт с 2008 г. Действующая система, которая предполагает обязательное партнерство с госкомпаниями, позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет четкие правила допуска частных партнеров, говорится в заявлении представителя «Роснефти» Михаила Леонтьева. Идея допустить частные компании к разработке шельфа «прямо заточена под «Лукойл», а изменение действующих правил – «по сути, это поддержка санкций», считает компания. Участие государства в предложенной Минприроды схеме «Роснефть» считает фикцией, поскольку в этом случае решение фактически передается конкретному лицу или компании. При этом «консорциумы создавать никто не мешал и ранее», напомнил Леонтьев. Также он отметил, что ни одна из российских частных компаний не проявила интереса к работе на шельфе по действующим правилам, в отличие от крупнейших иностранных компаний.

Запасы шельфа

20 миллиардов тонн условного топлива – ресурсы углеводородов нераспределенного фонда на шельфе, сообщил представитель Минприроды. $45–50 млрд – столько госкомпании могут потратить только на программы геологического изучения до 2020 г.

«Это либерализация? Да нет никакой либерализации», – заявил Леонтьев (цитата по ТАСС). Законопроект Минприроды направлен на поддержку доступа к шельфу «Лукойла» и «Росгеологии», полагает он. Про «Росгеологию» Леонтьев сказал, что это создаваемый «монстр», который нужно наделить полномочиями, «чтобы он встал на ноги», и что, если законопроект будет принят, «компании фактически принудительно должны стать партнерами «Росгеологии» по освоению шельфа». Про «Лукойл» у Леонтьева есть вопрос, «является ли российской компания, зарегистрированная в офшоре» и «имеющая офисы в столицах нероссийских нефтедобывающих регионов».

В недавнем интервью «Ведомостям» президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что «Лукойл» – «российская компания, является налогоплательщиком России, контролируется госорганами наравне с госкомпаниями. Мы пользуемся одними и теми же нормативными актами, нас проверяют одни и те же органы». В то же время ВР – акционер «Роснефти», и получение без конкурса месторождений в Арктике дает возможность поднимать капитализацию иностранной компании, отмечал Алекперов. Представитель компании вчера от комментариев отказался.

Донской вчера заявил, что Минприроды при подготовке документов о либерализации шельфа руководствуется интересами всех отечественных компаний. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков предложил дождаться решения правительства по этому вопросу: «Эта тема обсуждается в последние 3–4 года. И та и другая точки зрения весьма аргументированны, здесь просто нужно дождаться того решения, которое примет правительство» (цитата по «Интерфаксу»).