Российские верфи ждут заказчиков
Правительство рекомендовало нефтегазовым компаниям размещать заказы в РоссииГлавный проект ДЦСС – это судоверфь «Звезда» (у ОСК в ней останется блокпакет, остальное получит консорциум «Роснефти» и Газпромбанка). Строить суда «Звезда» должна начать в 2016–2017 гг., говорил в ноябре Юрий Фильченок, гендиректор одноименного завода, на базе которого будет построена верфь. На строительство «Звезды» правительство готово предоставить средства фонда национального благосостояния – около 90 млрд руб. Основным источником заказов для ДЦСС будет «Роснефть», сообщил представитель Минпромторга. Потребность «Роснефти» в судах и морской технике для освоения месторождений углеводородов на российском континентальном шельфе на период с 2017 по 2027 г. – 99 единиц флота (88 судов обеспечения и 11 морских платформ), сообщал в марте «Интерфакс» со ссылкой на письмо президента нефтяной компании Игоря Сечина вице-премьеру, куратору судостроения Дмитрию Рогозину. Компания сформировала заказ для «Звезды» до 2027 г. на 40 единиц флота (28 судов и 12 платформ) стоимостью $40,8 млрд.
Чиновники не оставляют попыток загрузить заказами активы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). После апрельского совещания о поддержке судостроения премьер Дмитрий Медведев дал несколько поручений, суть которых – найти, что именно российские верфи могут построить для нефтегазовых компаний (резолюция от 3 апреля опубликована на сайте правительства вчера).
Медведев поручил Минпромторгу, «Роснефти», «Лукойлу», «Газпрому», «Новатэку» до 27 мая «дополнительно рассмотреть вопрос заказа судов и морской техники для реализации шельфовых проектов через ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС). Минэнерго, Минтранс и др. должны к 30 сентября представить информацию о перспективных потребностях нефтегазовых компаний в судах для разведки, бурения и транспортировки углеводородов до 2030 г. «на основе прогнозируемых объемов грузопотоков на арктическом континентальном шельфе».
Представитель Минтранса сказал лишь, что требуемая «информация будет представлена в правительство в установленный срок». Представитель «Новатэка» отказался от комментариев. Остальные компании не ответили.
А вот «Новатэк» «Звезду» не дождался – «дочка» компании «Ямал СПГ» разместила заказы на газовозы корейской DSME. Для «Новатэка» срок производства техники был принципиален – обязательства перед партнерами не давали возможности ждать начала производства в России, отмечает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Но в целом, добавляет он, активная добыча на шельфе начнется около 2030 г., значит, российские компании могут заказать российскую технику. Нефтегазовым компаниям нужны ледоколы, плавучие буровые платформы, установки для работы в условиях Арктики, Субарктики и др., перечисляет Нестеров. В России же газовозы и супертанкеры (тоннажностью более 100 000 т), платформы не производятся, перечисляет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Возможности ОСК по выпуску газовозов ограничены, признает представитель ОСК. Но предприятиями освоено производство полупогружных и самоподъемных морских плавучих буровых установок, рассказывает он. Сейчас корпорация строит ледостойкую стационарную платформу для эксплуатации на месторождении им. Филановского, которое разрабатывает «Лукойл». Причем, добавляет представитель ОСК, в структуре корпорации есть много предприятий, кооперация которых позволяет реализовывать модульный подход. «И это преимущество мы намерены развивать», – подчеркнул представитель.
Для нетиповых решений – для платформы, газовоза, танкера – даже возможное госсубсидирование заказов будет несопоставимо для заказчика с риском, например, срыва сроков, так что эти работы по-прежнему выгоднее будет заказывать на иностранных верфях, скептичен Бурмистров.