Государство хочет обеспечить объемы производства Sukhoi SuperJet 100
Часть авиакомпаний заморозила свои заказы на самолетВ то же время как минимум два крупных заказчика не заморозили свои заказы на SSJ100. Представитель «Аэрофлота» пояснил, что в 2015 г. авиакомпания ожидает поставки девяти самолетов этого типа, в 2016 г. - еще 16 машин. Сейчас в парке 19 SSJ100. Около 10 машин этого типа в парке мексиканской авиакомпании Interjet. Контракт на поставку 20 SSJ100 для мексиканской авиакомпании Interjet компания планирует полностью закрыть до середины 2015 г. (об этом сообщал ТАСС). Представитель Interjet не ответил на запрос «Ведомостей».
Государство хочет обеспечить объемы производства самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) вне зависимости от экономической ситуации. Согласно опубликованному в пятницу решению правительства по итогам совещания о реализации на Дальнем Востоке мероприятий по обеспечению устойчивого развития, Минпромторгу России совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) поручено обеспечить загрузку производства в Комсомольске-на-Амуре по выпуску самолетов SSJ100 в 2015 г. «в объемах, не менее достигнутых в 2014 г.». Срок исполнения поручения - в течение 2015 г., промежуточный доклад правительство ожидает в июне 2015 г.
Представитель ОАК пояснил «Ведомостям», что в 2014 г. предприятие выпустило 37 самолетов SSJ100. Мощности завода в Комсомольске-на-Амуре позволяют производить до 60 самолетов в год. «ГСС выполнит директиву правительства», - сказал он. В 2015 г. мы планируем произвести порядка 50 самолетов SSJ100, однако график производства корректируется в течение года согласно поступившим заказам и заявкам на этот самолет. В частности, среди заказчиков самолетов SSJ100, которые будут произведены в 2015 г., - авиакомпании Interjet и «Ютэйр».
Источник, близкий к ОАК, пояснил: поручение правительства связано с тем, что часть компаний, самолеты для которых должны были производиться в 2015 г., заморозили свои заказы. В частности, речь идет о заказе «Ютэйр».
Представитель «Ютэйр» отказался от комментариев о количестве заказанных SSJ100, лишь пояснив, что компания находится «в конструктивном диалоге с ГСС». О закупке самолетов SSJ100 «Ютэйр» договорилась в августе 2013 г. в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС. Тогда авиакомпания подписала соглашение с ОАО «ВЭБ-лизинг» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». В соответствии с ним «ВЭБ-лизинг» должен был приобрести у ГСС шесть SSJ100 версии LR общей каталожной стоимостью $217,2 млн для передачи «Ютэйр» на условиях лизинга. В сентябре член правления «Ютэйр» Олег Семенов говорил ТАСС, что самолеты поступят в эксплуатацию до конца 2014 г. Эти самолеты уже готовы - в конце января президент ОАК Юрий Слюсарь пояснял, что шесть самолетов, покрашенных для «Ютэйр», находятся в Жуковском. Однако общий объем заказа был больше - еще в ноябре 2010 г. был подписан предварительный контракт на поставку 24 самолетов SSJ100. Самолеты в рамках заказа были запланированы к производству, в частности, в 2015 г., пояснил собеседник «Ведомостей». В середине января сообщалось, что авиакомпания рассчитывает получить в 2015 г. шесть SSJ100, если будет достигнута договоренность о финансировании контрактов на поставку в рублях.
В последнее время появились сообщения о том, что задерживаются еще два заказа, запланированных к поставке в 2015 г. Так, в начале марта сообщалось, что бельгийская компания VLM Airlines объявила о переносе сроков поставок SSJ100 LR с апреля 2015 г. на III квартал 2016 г. Как объяснил перевозчик, это было сделано для того, чтобы Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) успело сертифицировать этот тип воздушного судна. В конце октября сообщалось, что лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко.» (ИФК) и бельгийская авиакомпания VLM Airlines подписали соглашение о намерениях на поставку в апреле 2015 г. двух SSJ100 LR. Факт переноса сроков поставки подтвердил представитель ИФК.
Также непонятна на данный момент судьба соглашения между ГСС и «Трансаэро». В начале марта гендиректор авиаперевозчика Ольга Плешакова заявила «Интерфаксу», что ГСС и «Трансаэро» пока не исполнили договор на поставку шести SSJ100. Договор о намерениях на поставку «Трансаэро» шести SSJ100 в силе, но поставки вряд ли скоро состоятся, заявил в начале апреля президент ОАК Юрий Слюсарь. Представитель ГСС объяснял в марте, что контракт на шесть SSJ100 «Трансаэро» и ГСС подписали в 2012 г. – с отлагательными условиями. Представитель «Трансаэро» сообщил, что поставок самолетов SSJ100 в парк авиакомпании в 2015 г. не планируется.
Представитель Минпромторга и пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова не ответили на вопрос, как будет реализовываться поручение премьера и будет ли оно обеспечено господдержкой. Источник, близкий к ОАК, пояснил, что никаких новых средств поддержки не предполагается. Однако ранее в соответствии с госпрограммой «Развитие авиационной промышленности до 2025 г.» предусмотрено выделение 1 млрд руб. на субсидии лизинговым компаниям и 1 млрд руб. был предусмотрен на запуск ОАК механизма гарантий остаточной стоимости самолетов с целью стимулирования продаж SSJ100.
В пятницу совет директоров ОАК одобрил увеличение уставного капитала компании на 129 млрд руб., следует из сообщения ОАК. По открытой подписке планируется разместить 150 млрд акций по 0,86 руб. за штуку. В сообщении говорится, что совет директоров предлагает вынести на рассмотрение собрания акционеров ОАК вопрос о внесении изменений в устав компании. Поправка предполагает, что «общество вправе разместить 220 млрд обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,86 руб.». Источник, близкий к компании, пояснил, что 100 млрд руб. из допэмисии пойдут на докапитализацию ОАК для рефинансирования задолженности ГСС. Также таким образом в компанию будут внесены деньги, предусмотренные несколькими ФЦП, и 1 млрд руб. на запуск механизма остаточной стоимости. Около 15% допэмиссии будет предложено для выкупа миноритариям (среди них, в частности, ВЭБ). Если они не выкупят акции, их доля будет размыта.