К проекту российской системы бронирования авиабилетов подключились акционеры «Внуково»

До сих пор был известен только один подрядчик – «Ростех»
«Ростех» будет создавать национальную систему бронирования авиабилетов не один
«Ростех» будет создавать национальную систему бронирования авиабилетов не один / Д.Абрамов / Ведомости

Акционеры Международного аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев и Владимир Скоч намерены приобрести 30% компании «Мультикарта-ИСС», ныне целиком принадлежащей структуре «Ростеха» – холдингу «Росэлектроника». Это следует из ходатайства о сделке, направленного в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) Авиационно-нефтяной компанией (АНК), принадлежащей Ванцеву и Скочу и владеющей 75% Международного аэропорта «Внуково». ФАС одобрила это ходатайство 12 апреля, следует из информации на сайте ведомства.

«Мультикарта-ИСС» – единственный в России процессинговый центр, входящий в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Летом прошлого года стало известно, что «Росэлектроника» договаривается о покупке «Мультикарта-ИСС» у советника гендиректора «Ростеха» Айнитдина Каржаува по цене «до 1 млрд руб.», чтобы задействовать ее процессинг для единой расчетной системы гражданской авиации, включающей в себя и систему бронирования билетов. По данным ФАС, вхождение «Росэлектроники» в число владельцев «Мультикарта-ИСС» было одобрено в июле 2014 г.

Нужны разъяснения

В начале марта 2015 г. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта попросила бизнес-омбудсмена Бориса Титова помочь уточнить, как закон о хранении персональных данных должен применяться в случае с авиакомпаниями. Пока его вступление в силу грозит привести к остановке бронирования и продаж, предупреждали перевозчики.

Создание российской системы бронирования авиабилетов стало актуальным в прошлом году после принятия закона, обязывающего бизнес с 1 сентября 2015 г. хранить и обрабатывать персональные данные россиян исключительно на территории России. Это ставит под вопрос в том числе работу в России глобальных систем бронирования билетов, предупреждал гендиректор Biletix Александр Сизинцев.

Впрочем, Ванцев вчера сказал «Ведомостям», что акционеры АНК – давние партнеры «Ростеха», участвующие в разработке национальной системы бронирования авиабилетов и хранения данных пассажиров еще с 2008 г.; сейчас их отношения просто оформляются юридически. Представитель «Росэлектроники» подтвердил, что АНК – давний партнер холдинга по этому проекту. Представитель «Внуково» не ответил на запрос.

Разработка системы в «активной фазе», сейчас «идет разработка программного обеспечения и создание технической инфраструктуры», говорит представитель «Росэлектроники». В III квартале 2015 г. холдинг планирует запустить систему в тест на инфраструктуре «одного из партнеров», а к сентябрю проект должен быть готов для внедрения по всей стране. Ранее партнером «Росэлектроники» по этому проекту ТАСС называл авиакомпанию Turkish Airlines; ее представитель вчера не ответил на запрос.

Вся «материально-техническая база – серверы, техническое обеспечение рабочих мест, программное обеспечение – локализована и разрабатывается в России», заверяет представитель «Росэлектроники».

В перспективе система бронирования может быть проектом очень прибыльным, не сомневается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, но участие в нем аэропорта создало бы конфликт интересов: «Владелец процессингового центра должен быть заинтересован не в лоббировании интересов конкретных компаний, а в том, чтобы через этот центр было продано как можно больше билетов». Связь с крупными зарубежными авиакомпаниями и международными системами бронирования, наоборот, главная ценность такой системы в России, возражает основатель Liveinternet.ru и руководитель совета АНО «Институт развития интернета» Герман Клименко. Расходы на покупку софта невелики, на экономику проекта гораздо больше влияет то, на каких условиях она работает с авиакомпаниями, уверен он: если перевозчики дают скидки на объемы, можно больше зарабатывать и привлекать клиентов.

«Внуково» не имеет к проекту никакого отношения, заверяет Ванцев.