Почти половина новых автомобилей, зарегистрированных в Белоруссии в 2014 году, куплены в России
Их продавцы не смогут зарабатывать на сервисеПродажи новых автомобилей в Белоруссии в 2014 г. выросли на 60% до 50 200 шт., из них 21 900 куплены за пределами республики, сообщил автодилер «Атлант-М» (работает на территории Белоруссии, России и Украины). Неофициальный ввоз машин из других стран практиковался и в 2013 г., но масштабы его были незначительными: в Белоруссии покупатели приобрели 27 000 автомобилей, а за ее пределами – 4200, следует из материалов автодилера, который опирается на данные Белорусской автомобильной ассоциации.
Рост продаж наметился в октябре 2014 г., а уже в ноябре из более чем 6000 новых автомобилей, приобретенных жителями Белоруссии, только треть приходилась на продажи официальных дилеров республики. В декабре продажи дилеров увеличились незначительно, а общее число покупок новых автомобилей практически достигло 14 000. Был незначительный ввоз и из других стран, но более 90% автомобилей были куплены в России, уточняет представитель «Атланта-М».
Цена вопроса
90000 автомобилей было импортировано в Белоруссию и Казахстан в ноябре – декабре 2014 г. (примерно 50 000 из них новые), подсчитали аналитики PwC. На Белоруссию пришлось примерно 65% от этого импорта, уточняет руководитель автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко
В России декабрь был единственным месяцем 2014 г., когда продажи новых автомобилей выросли на 2,4% до 270 653, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Дилеры объясняли это несколькими причинами: во-первых, россияне тратили обесценивающиеся рубли, во-вторых, ценники на автомобили еще не были переписаны. Но дело было не только в желании россиян сохранить накопления – в Россию приехали жители соседних Казахстана и Белоруссии (с которыми у России нет таможенной границы), многие из которых покупали автомобили даже не для себя, а с целью выгодно их перепродать, говорил топ-менеджер автодилерской компании: «Когда покупатель приходит за 10 автомобилями Mitsubishi Pajero, становится понятно, что это не частная покупка».
Покупка жителями стран Таможенного союза автомобилей в России привела к тому, что пострадал бизнес автодилеров в этих странах, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: они недополучили часть доходов. Но и российские дилеры не много выиграли, считает он: хотя они и заработали невысокую маржу на сделке купли-продажи автомобиля, но вряд ли эти покупатели станут приезжать к ним на сервисное обслуживание, которое является важной статьей доходности дилера в кризис. «Атлант-М» пытается привлечь этих клиентов: компания поддерживает на территории Белоруссии заводскую гарантию на автомобили, приобретенные в России, при условии правильно заполненных документов (сервисная книжка и т. д.), уточнил представитель компании.
Маржа автосалонов в декабре 2015 г. была колоссальной, так что невозможность зарабатывать впоследствии на сервисе для этих автомобилей – небольшая беда, говорил тогда топ-менеджер одной из дилерских сетей.
С повышением цен на автомобили в России поток зарубежных покупателей уменьшился, считает Удалов. На повышение интереса белорусских потребителей к покупкам автомобилей в России повлияла девальвация российского рубля к белорусскому, говорит руководитель автомобильной практики E&Y Андрей Томышев. В течение I квартала 2015 г. этот фактор себя исчерпал, так как обменный курс вернулся к уровню октября 2014 г., добавляет он. Это подтверждают данные «Атланта-М»: в январе на официальных дилеров Белоруссии приходилась почти треть продаж, а в феврале – уже почти половина. Эффект дешевого рубля исчерпал себя, резюмирует эксперт.