Правительство выдвинуло Schlumberger условия для покупки EDC
В случае новых санкций EDC должна быть продана российскому инвесторуСогласие Schlumberger будет означать, что она возьмет на себя неконтролируемый политический риск, сказал старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Он может повлиять на цену сделки, говорит аналитик.
Правительственная комиссия по иностранным инвестициям выдвинула Schlumberger с десяток условий для одобрения покупки 45,65% Eurasia Drilling Company (EDC), заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Основные условия – стандартные, сказал он: «защита государственной тайны», возможное назначение гендиректором компании российского гражданина и «условия по поводу мобилизационных мощностей». Но есть как минимум одно новшество. Если будут введены новые секторальные санкции и деятельность компании будет невозможна, Schlumberger должна будет продать долю в EDC российскому инвестору, сообщил Артемьев.
Все эти условия будут обсуждаться со Schlumberger в ближайшие 10 дней. После согласия или несогласия компании с ними комиссия снова вернется к рассмотрению сделки. Отдельное согласование со стороны ФАС теперь не требуется, заявил вчера «Интерфаксу» заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин. Представитель Schlumberger отказался от комментариев. Его коллега из EDC не ответил на запрос.
Schlumberger в конце января объявила о покупке 45,65% EDC за $1,7 млрд с возможностью увеличения своей доли до 100% через три года. Сделку планировалось закрыть до конца марта. Но ее условиями заинтересовалась ФАС. В службе поясняли, что сделали это по собственной инициативе. В конце февраля EDC сообщила, что сделка откладывается до завершения расследования. После этого Schlumberger подала в службу ходатайство на одобрение сделки.
Британия против LetterOne
Фонд LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров при покупке у немецкой RWE нефтегазовой компании Dea за 5 млрд евро столкнулся с противодействием правительства Великобритании, которое не одобрило сделку. У Dea есть активы в британском секторе Северного моря, и власти требуют их продать, хотя стороны еще продолжают переговоры.
В начале марта Артемьев объяснял, что ФАС решила проверить сделку, чтобы понять, является ли опцион на покупку оставшихся 54,35% EDC лишь соглашением о намерениях или это уже твердое обязательство с отсрочкой платежа. В этом случае сделка должна быть согласована с антимонопольным ведомством уже сейчас. Изначально ФАС обещала принять решение о сделке до конца февраля, но согласование затянулось. А неделю назад Минприроды обратилось в ФАС с инициативой вынести сделку на обсуждение комиссии по иностранным инвестициям. Ряд компаний EDC занимаются разведочным бурением, а разведка на участках федерального значения является стратегическим видом деятельности, напоминает представитель Минприроды. Покупка 25% акций стратегических компаний должна одобряться правительством России. Минприроды поддерживает решение комиссии, говорит представитель.
Такого рода условия играют не в пользу российских активов и ставят в неравное положение иностранных покупателей в России. Если это войдет в практику, то не будет способствовать притоку иностранных инвестиций, уверен Корнилов.
«Не думаю, что [требование к сделке Schlumberger и EDC] станет распространенной практикой. На комиссии рассматриваются конкретные случаи, а не прецедентные», – говорит источник, близкий к правительству. Условие для Schlumberger – ответная мера на санкции, сказал директор Small Letters Виталий Крюков. Едва ли это станет распространенной практикой, но может использоваться в единичных случаях, указывает он: «Но это даже хуже, так как иностранные инвесторы не будут понимать критерии, которые позволят правительству одобрять сделки».