РЖД не хочет оставаться без субсидий государства

Компания станет убыточной и не сможет удовлетворять спрос на перевозки
Отсутствие господдержки в ближайшие годы РЖД относит к рискам
Отсутствие господдержки в ближайшие годы РЖД относит к рискам / М. Стулов / Ведомости

В ноябре вице-премьер Аркадий Дворкович отправил стратегию РЖД до 2030 г. на доработку, поручив предусмотреть в ней вариант без господдержки. В обновленном варианте документа (копия есть у «Ведомостей») такой сценарий отнесен к рискам. «В случае отсутствия господдержки (субсидий в объеме 460 млрд руб.) либо иных решений по обеспечению роста операционной прибыли» РЖД в 2016–2020 гг. будет «ежегодно получать чистый убыток».

Это обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляет РЖД. Все это приведет к ухудшению состояния инфраструктуры и локомотивного хозяйства и ограничению возможностей по удовлетворению спроса на перевозки, продолжает РЖД. Впрочем, выручка и расходы РЖД к 2020 г. (по сравнению с 2015 г.) даже при отсутствии господдержки вырастут на 33% до 2 трлн руб. и на 36% до 1,98 трлн руб. соответственно (см. таблицу), пишет монополия в своей стратегии.

Отсутствие господдержки в ближайшие годы РЖД относит к рискам

На что должны пойти 460 млрд руб. субсидий, РЖД в своей стратегии и представитель монополии не раскрывают. В предыдущем варианте документа РЖД отмечала, что субсидии (516 млрд руб. на 2014–2020 гг.) ей нужны на капитальный ремонт путей. В 2013–2014 гг. из-за необходимости сокращать расходы РЖД снизила финансирование ремонта инфраструктуры на 55,2 млрд руб., говорится в стратегии. В ноябре прошлого года президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что монополия «нашла 20 млрд руб.» из своих резервов – на капитальный ремонт в 2015 г. (еще 30 млрд руб. компания получила из бюджета в виде субсидий).

Минэкономразвития отмечает, что состояние инфраструктуры РЖД ухудшается вне зависимости от объемов господдержки и уровня тарифов, говорится в материалах министерства. По данным Минэкономразвития, к 2017 г. протяженность путей с истекшим сроком службы вырастет почти на 9% – с нынешних 23 000 до 25 000 км.

РЖД в своей стратегии указывает на то, что государство уже предоставляло субсидии «на поддержание операционной деятельности»: в 2010 г. – 54,2 млрд руб., в 2013 г. – 23,7 млрд руб. и в 2014 г. – 26,7 млрд руб. Этого монополии было недостаточно, но дефицит средств она покрывала за счет продажи «дочек» и дивидендов от них. Сейчас возможности покрыть дефицит средств из этих источников у РЖД нет, говорит источник, близкий к монополии.

РЖД не грозит убыток, уверяет представитель Минэкономразвития. Но только в том случае, если монополия будет проводить взвешенную политику в области заимствований и операционной деятельности. Его коллеги из Минтранса и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Прежде чем принимать решения о субсидиях РЖД, правительству нужно проанализировать расходы монополии, полагает сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. Например, непонятна целесообразность закупок локомотивов (до конца 2020 г. монополия направит на это 497 млрд руб., говорится в стратегии компании), отмечает собеседник «Ведомостей». Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров предлагает РЖД сэкономить затраты на персонал, который занимается обслуживанием грузовых перевозок, за счет автоматизации процессов обслуживания вагонов – по его подсчетам, до 45% от всех затрат приходится на зарплату персонала.