Сын Аркадия Ротенберга соберет плату с дальнобойщиков
«Ростех» не единственный владелец компании, которой государство доверило собирать плату за проезд грузовиков по российским дорогам. Его партнер - Игорь РотенбергСын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь стал совладельцем компании «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), следует из данных ЕГРЮЛ. В прошлом году правительство назначило эту компанию оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков, которая должна покрыть все федеральные трассы. В сентябре РТИТС подписала концессионное соглашение с Росавтодором сроком на 13 лет.
Изначально РТИТС принадлежала госкорпорации «Ростех» (50,01%) и ее дочерней структуре «РТ-инвест» (49,99%). Ротенберг вошел в число ее собственников 28 ноября, следует из данных ЕГРЮЛ: он получил 25% РТИТС, а доля «Ростеха» сократилась до 25,01%. Другие 25% «Ростех» передал «РТ-инвесту», говорит представитель госкорпорации. А тот уже - Ротенбергу.
«Назвать общую стоимость сделки весьма затруднительно, так как она предполагает долгосрочные инвестиции собственного капитала» акционера в проект, отмечает представитель «РТ-инвеста». Доли акционеров РТИТС еще могут перераспределиться, не исключает она.
Представитель Ротенберга сказал, что бизнесмену интересны крупные инфраструктурные проекты и есть все необходимые компетенции для проекта РТИТС.
Первоначально Росавтодор планировал выбрать оператора системы на конкурсе, причем предполагалось, что в нем поучаствуют и иностранные компании, имеющие опыт создания и обслуживания аналогичных систем (см. врез). Но летом 2014 г. правительство конкурс отменило, согласившись с мыслью гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова о том, что из соображений национальной безопасности создавать такую систему надо на основе отечественных комплектующих и программного обеспечения.
Система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т должна заработать 15 ноября этого года. Минтранс предварительно оценивал тариф в 3,7 руб./км, но эту цифру еще предстоит проиндексировать на инфляцию. Задача РТИТС - распространить не менее 2 млн бесплатных бортовых устройств для фур, которые станут измерять пройденное расстояние на основе спутниковой системы «Глонасс» или «Глонасс» / GPS. Кроме того, РТИТС должна установить на трассах рамки стационарного контроля за проездом грузовиков, разработать программное обеспечение, построить центры обработки данных.
Государство не будет инвестировать в создание этой системы, РТИТС должна вложить в нее собственные и заемные средства. Зато, как только система заработает, государство обещает ежегодно выплачивать РТИТС по 10,6 млрд руб., за счет которых та покроет затраты и вернет инвестиции. Почти половина платежа (46%) будет индексироваться на уровень фактической инфляции. Других источников заработка у РТИТС не будет, гласят основные условия концессионного соглашения: все средства, собранные с владельцев фур, компания обязана перечислять в дорожный фонд.
Средства для инвестиций РТИТС еще ищет. Окончательный срок, к которому она должна договориться с кредиторами о выделении средств, - 31 марта 2015 г., напоминает представитель компании. Изначально предполагалось, что кредитор должен быть найден еще раньше, до конца января - такой срок называл руководитель Росавтодора Роман Старовойт при подписании концессионного соглашения, то же самое повторил недавно «Ведомостям» другой федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. «Запустить систему необходимо в срок, так что концессионеру надо напрячься», - предупредил он тогда, ведь дело касается поступления в федеральный бюджет приличных сумм. Предварительный прогноз этих поступлений - около 50 млрд руб. в год, оценивал Росавтодор.
У системы взимания платы может быть большое будущее. Пока взимать плату предполагается только за проезд фур по федеральным трассам (их общая протяженность - 50 000 км). Но концессионное соглашение предусматривает, что в случае необходимости РТИТС должна быть готова подключить к системе и региональные дороги, объяснял Старовойт.
Региональные власти очень рассчитывают на платежи за проезд фур по местным дорогам: вопрос о введении такой платы с подачи губернаторов обсуждался на заседании Госсовета под руководством президента Владимира Путина. По его окончании Путин поручил правительству решить, стоит ли вводить плату за проезд тяжелых фур по региональным дорогам, а заодно не снизить ли порог сбора платы, обложив ею все автомобили весом от 3,5 т (а не только двенадцатитонники, как сейчас). Последнюю идею высказали те же губернаторы, жалуясь на недостаток финансирования автодорог. Последствия введения платы на региональных дорогах и распространения ее на все грузовики весом от 3,5 т еще просчитываются, говорит представитель Росавтодора.