Средний класс отметит Новый год без размаха
Российский средний класс отметит грядущий Новый год без размаха: запланированный бюджет на праздники чуть больше 15 000 руб. против 19 200 руб. годом ранее, подсчитала Deloitte. Фактические траты могут оказаться скромнееСредний новогодний бюджет российского потребителя в этом году составит 15 107 руб., говорится в результатах исследования компании Deloitte. В 2013 г. потребители рассчитывали потратить на праздники 19 200 руб. (+13% к затратам 2012 г.), однако фактически потратили на четверть меньше - 14 255 руб.
В этом году с учетом инфляции в реальном выражении роста расходов не ожидается, говорит партнер Deloitte Владимир Бирюков. Последняя волна девальвации наверняка также сказалась на ожиданиях россиян. Во время экономического кризиса 2008 г. потребителям пришлось урезать реальные траты на новогодние праздники на 35% по сравнению с запланированными, напоминает он. «Исходя из этого, можно предполагать, что фактические затраты будут меньше планируемых», - отмечает Бирюков. Насколько, он оценить затруднился.
Основные статьи новогодних расходов остались те же, что и год назад: по 42-44% пойдет на подарки и еду, оставшиеся 13% запланированы на развлечения. Однако изменился подход к новогодним тратам: если год назад только 8% респондентов хотели покупать новогодние подарки в более дешевых магазинах, то в этом году их число выросло более чем втрое до 29%.
Впервые за последние несколько лет потребителей, ощутивших снижение своей покупательной способности, было больше, чем заметивших ее рост, - 38% против 22%. Почти вдвое снизилось также число тех, кто не экономит на развлечениях и импульсных покупках, - с 19-21% до 11-12%. При этом каждый третий респондент готов сокращать расходы первой необходимости, отмечается в исследовании Deloitte.
Пока потребители тратят столько же, сколько и в прошлом году: по продажам и по среднему чеку динамика повторяется, рассказывает представитель «Ашана» Мария Курносова. Продажи в декабре по сравнению с ноябрем традиционно в 1,5-2 раза выше, в этом году план не ниже, отмечал Владимир Русанов из X5 Retail Group.
Если говорить о том, какие именно товары обеспечивают продажи сетям сейчас, то экономия заметна, признает «Ашан»: потребители переходят на более дешевые марки, стараясь сохранить привычную для себя продуктовую корзину. «Новогодние сувениры, подарки, украшения, чай - на эти категории экономия не распространяется. Но потребители стали выбирать, например, более дешевый сахар, крупы, овощи, фрукты», - перечисляет Курносова.
Непродовольственные товары к Новому году потребители начали закупать раньше, чем год назад, - уже с начала ноября, говорили представители розничных сетей. Например, в «Эльдорадо» повышенные продажи начались с ноябрьскими праздниками и «скачками валютных курсов» и закупались в том числе и традиционные новогодние товары - смартфоны, телевизоры, кухонная утварь, рассказывал представитель компании.
«Мы ожидаем роста продаж в декабре по сравнению с прошлым годом, но возможно, что взрывные продажи ноября частично реализовали декабрьский спрос», - говорит вице-президент и совладелец сети мебельных гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент. Потребительский бум, связанный с желанием купить товары до повышения цены, скорее всего, во второй половине декабря пойдет на спад, добавляет он: «По нашей оценке, он может длиться около шести недель, из которых четыре уже прошло».