Российские нефтяники ищут замену Латвии

Нефтяные компании и «Транснефть» хотят увеличить перевалку топлива в российских портах за счет сокращения транзита через Латвию
Порт Вентспилса
Порт Вентспилса / Ints Kalnins / Reuters

Шестого октября директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов провел совещание по вопросу увеличения объемов перевалки нефтепродуктов в портах России. «Транснефть» предложила это сделать за счет перенаправления объемов топлива из портов Латвии (Вентспилс, Рига), говорится в протоколе совещания (копия есть у «Ведомостей»). Представитель «Транснефти» подтвердил наличие такого предложения. По его словам, необходимо загрузить российскую портовую инфраструктуру. Раньше было одно окно в Европу - нефтепровод «Дружба» и альтернативы не было, говорит он. Затем появились порты Усть-Луга, Приморск. Произошло перенаправление нефтяных потоков. «То же самое сейчас происходит с нефтепродуктами, мы развиваем собственные порты», - говорит он. У «Транснефти» есть свободные нефтяные мощности, которые будут использоваться для перекачки дизтоплива. Представитель Минэнерго на запрос не ответил.

Через латвийские порты переваливается около 10 млн т российских нефтепродуктов, гласят данные Федеральной таможенной службы (ФТС). В 2013 г. грузооборот портов Вентспилса и Риги составил 22,6 млн т нефтепродуктов. Представители нефтяных компаний, которые присутствовали на совещании, - «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Лукойла», «Башнефти», «Татнефти», «Газпром нефти» - поддержали предложение увеличить перевалку через российские порты, говорится в протоколе. Так, представитель «Роснефти» заявил «о готовности перенаправления объемов на порты Новороссийск и Приморск при наличии технической возможности трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также экономической привлекательности указанных поставок». «Газпром нефть» готова «полностью переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов в порты Приморска, Усть-Луги, Морской порт Санкт-Петербург в случае обеспечения равнодоходности посредством снижения тарифов».

Для обеспечения равнодоходности поставок транспорта необходимо снизить тарифы РЖД на транспортировку, а «Транснефти» и терминалам в Усть-Луге и Морском порту Санкт-Петербург - на перевалку, считает «Транснефть», указано в протоколе.

Представитель РЖД от комментариев отказался. Для РЖД перевозка нефтеналивных грузов - основная часть дохода, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В условиях дефицита бюджета монополия не пойдет на тарифные преференции для нефтяников. За последние 10 лет перевалка грузов в российских портах резко выросла, а развитие железнодорожного хозяйства отстает от потребностей обеспечения перевалки грузов, сказал он.

«Транснефть» готова расширить мощность нефтепродуктопровода «Север» (Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск) до 25 млн т. Для этого необходимо распоряжение правительства, в котором будут предусмотрены «источники финансирования для строительства и реконструкции», указано в протоколе совещания. В 2014 г. транспортировка составит 11 млн т, говорил в сентябре заместитель вице-президента монополии Владимир Назаров. Стоимость расширения до 25 млн т оценивается в 25-26 млрд руб. «Сегодня мы постоянно имеем дефицит мощности на этом направлении. Расширение будет обеспечено существующими объемами нефтяных компаний», - говорил Назаров (цитата по «Интерфаксу»).

Представители «Газпром нефти», «Башнефти» от комментариев отказались. Их коллеги из остальных компаний на запросы не ответили. Получить комментарии представителя ФСТ не удалось.

За последние несколько лет портовые мощности по перевалке топлива существенно увеличились, но сейчас необходимо решить инфраструктурные проблемы, говорит аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов. Например, РЖД уже давно не может построить железнодорожную ветку к порту Приморск (Выборг - Приморск - Ермилово), напоминает он.

Российские прибалтийские порты вполне способны конкурировать с зарубежными в части затрат на поставку топлива до борта судна, говорит главный редактор по товарным рынкам московского офиса Thomson Reuters Александр Ершов. В первом полугодии 2014 г. тариф на транспортировку дизтоплива рязанского завода «Роснефти» до порта Вентспилс составил 1800 руб. за 1 т (+5,1% к первому полугодию 2013 г.), а до порта Приморск - 1920 руб. за 1 т (-0,2%), указано в отчете компании за шесть месяцев.

Решение отказаться от перевалки в портах Латвии может быть связано с санкциями против России, считает портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. К тому же отношение России со странами Прибалтики давно были сложными, добавляет он.