Операторов стало меньше
С падением погрузки консолидация железнодорожных грузовых перевозок усилилась: теперь 10 крупнейших операторов перевозят 60% грузовКонсолидировать рынок начали и другие операторы: «СГ-транс» (СП АФК «Система» и Unirail Holdings), РТК, «УВЗ-логистик», продолжает Бурмистров. Объем перевозок последней в I квартале вырос в два с половиной раза по отношению к 2013 г. - до 6 млн т, говорится в материалах «Infoline-аналитики». В прошлом году «УВЗ-логистик» купила угольную шахту «Заречная», которая стала основным клиентом оператора. Гендиректор оператора Дмитрий Еремеев рассказывал «Ведомостям», что цель его компании - создать железнодорожного оператора с парком в 60 000 вагонов и угольный холдинг с объемом добычи в 30 млн т в год.
Это следует из данных рейтинга Rail Russia Top, подготовленного агентством «Infoline-аналитика». Если в 2013 г. на 10 крупнейших операторов приходилось только 54% всех грузоперевозок, то по итогам I квартала - почти 60% (см. график). При этом погрузка на сети РЖД в I квартале осталась на уровне 2013 г. - 293,9 млн т, по итогам прошлого года снизилась на 2,8% до 1,2 млрд т. Из-за этого обострилась конкуренция операторов за груз, поясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Небольшим операторам, не обеспеченным грузовой базой, пришлось уйти с рынка. В то же время крупные компании в 2012-2013 гг. скупали кэптивных операторов и заключали долгосрочные контракты с их продавцами: UCL Rail купила у «Северстали» «Стальтранс», «Нефтетранссервис» у Evraz - «Евразтранс», Globaltrans у ММК - «ММК транс» и у «Металлоинвеста» - «Металлоинвест-транс».
В I квартале объем перевозок «СГ-транса» увеличился на 7,5% до 5 млн т за счет долгосрочных контрактов с «Сибуром» и «Санорсом». Компания планирует увеличить парк: оператор ведет переговоры с «Сибуром» о покупке 4364 цистерн, получив еще и долгосрочный контракт на перевозку, говорит источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров.
Грузоотправителям консолидация на руку, считает топ-менеджер одной из промышленных компаний. Крупный оператор профессиональнее управляет парком, чем мелкий, - из-за этого издержки грузоотправителя на перевозки снижаются (экономия может доходить до 100 руб. в сутки на вагон), отмечает он.