Рост экспорта дизеля из России бьет по европейским НПЗ
Модернизация российской нефтепереработки привела к росту поставок высококачественного топлива в Европу, где оно стало вытеснять местную продукциюРост экспорта нефтепродуктов из России, в том числе высококачественного дизельного топлива, привел к избытку предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.
Модернизация российских НПЗ в последние годы стала приносить свои плоды. В 2013 г. Россия стала основным производителем и экспортером дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (ULSD), которое традиционно используется для заправки автомобилей в Европе. Его производство составило примерно 500 000 баррелей в день, что вдвое превышает уровень 2012 г., согласно данным Energy Aspects. Кроме того, ожидается, что к 2016 г. оно достигнет 1,1 млн баррелей в день. При этом большая часть ULSD экспортируется.
Избыток импортного дизельного топлива из России в совокупности с падением спроса негативно сказывается на прибыли европейских НПЗ. Шесть лет назад их норма прибыли составляла около $10 за баррель, по данным JBC Energy. Но теперь у некоторых нефтепереработчиков даже отрицательная рентабельность. В Европе структурно не хватает дизельного топлива, поэтому в течение долгого времени эффективность этого направления у местных НПЗ была фактически гарантирована, отмечает Роберт Кэмпбэлл из Energy Aspects: «Но теперь предложение высококачественного ULSD существенно увеличилось, как мазута и бензина, с которыми у них уже были сложности».
Исторически европейские НПЗ не конкурировали с российскими. Даже когда увеличивались поставки топлива из США, Ближнего Востока и Азии, они сохраняли прибыльность, импортируя и перерабатывая российскую нефть. Однако Россия стала поставлять в Европу дизельное топливо более высокого качества, соответствующее европейским требованиям. В результате с 2008 г. по 2013 г. объем нефтепереработки в Европе снизился на 8% и число прямых и косвенных потерь рабочих мест составило 50 000, свидетельствуют данные FuelsEurope. А новые производственные мощности в Азии и на Ближнем Востоке только усиливают конкуренцию и давление на европейские НПЗ.
Ференц Хорват, член правления венгерской MOL, предупреждает, что без рационализации мощностей европейский нефтеперерабатывающий сектор продолжит испытывать проблемы, особенно учитывая увеличение импорта из России, США и новых НПЗ на Ближнем Востоке. MOL уже закрыла НПЗ на севере Италии мощностью 55 000 баррелей в день и может закрыть еще два завода в Хорватии. Итальянская Eni и испанская Compania Espanola de Petroleos тоже были вынуждены закрыть некоторые НПЗ в прошлом году. «Падение местного спроса вместе с избыточными мощностями взяли свое, в то время как объем нефтепереработки в Европе прошлым летом достиг минимального уровня за 32 года», - отмечает Хорват.
Из-за высоких цен на нефть (около $110 за баррель) и низкой рентабельности производства дизельного топлива может закрыться еще больше НПЗ в Европе. Также ожидается, что с июня по август поставки сырой нефти на местные НПЗ сократятся на 9% до 11,5 млн баррелей в день, согласно JBC Energy. Вместе с ростом импорта дизельного топлива из России сокращается импорт сырой нефти.
Более низкие пошлины на экспорт дизельного топлива по сравнению с бензином приведут к тому, что его производство и экспорт в России увеличатся. Поэтому доля российского дизельного топлива на европейском рынке только вырастет, полагает аналитик JBC Energy Александр Пегль.
Перевел Алексей Невельский