Счетная палата обнаружила завышение расходов при строительстве трассы Москва - Петербург

Обход Вышнего Волочка обошелся на 6,6 млрд дороже плана - его строит "Мостотрест", получивший контракт без конкурса; совладельцы компании - Аркадий и Игорь Ротенберги
Д.Абрамов
Д.Абрамов / Ведомости

Счетная палата (СП) выяснила, что расходы на строительство обхода Вышнего Волочка на новой платной трассе Москва - Санкт-Петербург завышены на 6,6 млрд руб., говорится в сообщении аудитора. Стоимость строительства 76-километрового участка - 49,6 млрд руб. Контракт на строительство и эксплуатацию участка сроком на 22,5 года в конце 2011 г. был без конкурса заключен с "Мостотрестом" - заявка компании была единственной, и конкурс был признан несостоявшимся. Сам "Мостотрест" вложил в строительство 5,2 млрд руб., остальное - госфинансирование.

Совладельцами "Мостотреста" являются бизнесмены Аркадий и Игорь Ротенберги через Marc O'Polo Investments. Вместе с соинвесторами им принадлежит 38,6% строительной компании. Еще 27,3% акций компании принадлежит структуре железнодорожной монополии РЖД, 34,1% находится в свободном обращении.

Совокупные расходы на строительство составили 51 млрд руб., пишет СП, - еще 1,43 млрд составили затраты госкомпании "Автодор". Обоснование этих расходов не представлено, пишут аудиторы. К тому же, по их данным, стоимость строительства оказалась на 6,6 млрд руб. выше, чем стоимость, подтвержденная Главгосэкспертизой (аудиторы ссылаются на заключение от 8 октября 2010 г.), причем "Автодор" также не предоставил экономического и правового обоснования этой стоимости.

Стоимость строительства соответствует проектной документации, утвержденной в установленном законодательством порядке и получившей положительное заключение Главгосэкспертизы, указывает представитель "Автодора".

Указанная в документации начальная стоимость проекта была утверждена в ценах III квартала 2010 г., объясняет он, а разница, на которую указывает аналитический доклад Счетной Палаты, является суммой пересчета цен 2010 г. в цены соответствующих лет реализации проекта с учетом доведенных Минэкономразвития индексов-дефляторов, используемых для пересчета цен строительной отрасли. Все необходимые расчеты, подтверждающие данную позицию, были представлены на коллегии Счетной Палаты председателем правления "Автодора" Сергеем Кельбахом, говорит представитель госкомпании.

А 1,4 млрд руб., которые Счетная палата назвала необоснованными расходами "Автодора", - это затраты на подготовку территории строительства и осуществление строительного контроля и авторского надзора, объясняет представитель госкомпании: эти расходы входят в сводный сметный расчет, получивший положительное заключение Главгосэкспертизы.

Счетная палата также проанализировала график выплат "Автодора" "Мостотресту" по соглашению - за 2011-2012 гг. стоимость строительства составила 11,9 млрд руб., "Мостотрест" вложил лишь 2% из них. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций (а именно: 98% к 2%) при реализации проектов государственно-частного партнерства», - указывает аудитор Максим Ротмистров (его слова приводятся в сообщении Счетной палаты).

Помимо обеспечения части капзатрат "Автодор" также будет выплачивать "Мостотресту" платежи, которые позволят возместить инвестиции (суммарно 16,5 млрд руб. до 2033 г.) и покрыть затраты на ремонт и эксплуатацию (еще 27 млрд руб.). А прогнозная выручка от взимания платы за проезд - 34,7 млрд руб., что на 8,8 млрд меньше платежей государства, подсчитали аудиторы, т. е. условия контракта не позволяют обеспечить окупаемость строительства, а также содержания и ремонта.

В реальности величина прогнозируемых доходов от сбора платы по данному участку, рассчитанная международными консультационными компаниями SDG (Steer David Glaves) и KPMG, составляет 56,3 млрд руб., что полностью (более чем на 35%) покрывает все затраты на эксплуатационной стадии, утверждает представитель "Автодора".

Возможно, в приведенных авторами доклада цифрах прогнозные доходы также не были проиндексированы на уровень инфляции, что и привело к такому значительному отклонению от реальных расчетов, рассуждает он.

Обход Вышнего Волочка строится с опережением графика, говорил ранее предправления "Автодора" Сергей Кельбах: участок будет сдан на год раньше срока, уже осенью этого года вместо осени 2015 г. Вся новая трасса Москва - Санкт-Петербург должна быть сдана к чемпионату мира по футболу 2018 г., обещал министр транспорта Максим Соколов.

По итогам проверки Счетная палата направила представление в "Автодор" и Минтранс, а также информационные письма в Совет Федерации и Госдуму.

Получить оперативные комментарии "Мостотреста" пока не удалось. Представитель Минтранса заявил, что с результатами проверки не знаком.

"Мостотрест" пока основной подрядчик на новой платной трассе Москва - Санкт-Петербург: "Северо-западная концессионная компания", совместное предприятие "Мостотреста" и французской Vinci, строит первый участок трассы с 15-го по 58-й км стоимостью 66,1 млрд руб. В прошлом году "Мостотрест" также получил контракт на участок трассы с 334-го по 543-й км за 144,6 млрд руб. ("Мостотрест" вложит 16 млрд из них). С учетом обхода Вышнего Волочка всего получается 328 км новой платной трассы и 251 млрд руб.