Минэкономразвития уточнит ставку платы за проезд для тяжелых грузовиков
Минэкономразвития заступилось за перевозчиков, недовольных введением платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тОбложить перевозчиков новым сбором правительство собиралось уже с 2013 г., но в итоге срок перенесли на конец 2014 г. – не готова инфраструктура для взимания платы. Поэтому пока не утвердили и размер самого сбора. Ранее Минтранс предлагал взимать с тяжелых грузовиков (свыше 12 т) 3,5 руб. за километр. Но, как следует из опубликованного на сайте Минэкономразвития заключения об оценке регулирующего воздействия, в министерстве сомневаются в целесообразности такой ставки.
Во-первых, Минэкономразвития посчитало необоснованной предложенную Минтрансом ставку. Она рассчитывалась исходя из допущения, что грузовики должны полностью компенсировать вред, который наносят дорогам (58,5 млрд руб. в ценах 2010 г., остальное компенсируют акцизы на топливо), и оплатить систему взимания платы с них (8,6 млрд руб. в год). Минтранс разделил эту сумму на общий годовой пробег тяжелых грузовиков по федеральным трассам (по 50000 км федеральных трасс ездят 900 тяжелых фур в сутки) и получил 3,5 руб. с километра. В Минэкономразвития указали, например, на возможное искажение расчета ущерба (до 10%).
Во-вторых, сам подход, по которому перевозчики должны полностью возмещать ущерб дорогам, может не соответствовать интересам общества, считают в Минэкономразвития, ведь вырастет стоимость перевозок, особенно по самым дешевым товарам. Так, пул компаний, среди которых «Мерседес бенц тракс восток», «Автофрамос», «Камаз», «Сургутнефтегаз», указал, что введение ставки Минтранса приведет к росту стоимости перевозок до 20%. Таким образом, при переносе расходов с бюджета на перевозчиков экономика может проиграть, допускают в Минэкономразвития. В Минтрансе же уверены, что позитивный эффект для экономики перевесит: вырастут поступления в дорожные фонды, будут расти налоговые поступления. При этом издержки типового перевозчика вырастут на 8% (а не на 20%. – «Ведомости»), рентабельность снизится на 0,5%, инфляционный эффект составит 0,36%, подсчитали в министерстве.
Документ пока только согласовывается ведомствами, подчеркивает представитель Минтранса. Дело даже не в размере платы, такого механизма быть не должно, уверен замначальника представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков: в странах, где есть аналогичная плата, она распространяется лишь на малую часть дорог высшего качества, а не на всю сеть и благодаря высокой плотности трасс у перевозчиков есть выбор.