Минэкономразвития уточнит ставку платы за проезд для тяжелых грузовиков

Минэкономразвития заступилось за перевозчиков, недовольных введением платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 т

Обложить перевозчиков новым сбором правительство собиралось уже с 2013 г., но в итоге срок перенесли на конец 2014 г. – не готова инфраструктура для взимания платы. Поэтому пока не утвердили и размер самого сбора. Ранее Минтранс предлагал взимать с тяжелых грузовиков (свыше 12 т) 3,5 руб. за километр. Но, как следует из опубликованного на сайте Минэкономразвития заключения об оценке регулирующего воздействия, в министерстве сомневаются в целесообразности такой ставки.

Во-первых, Минэкономразвития посчитало необоснованной предложенную Минтрансом ставку. Она рассчитывалась исходя из допущения, что грузовики должны полностью компенсировать вред, который наносят дорогам (58,5 млрд руб. в ценах 2010 г., остальное компенсируют акцизы на топливо), и оплатить систему взимания платы с них (8,6 млрд руб. в год). Минтранс разделил эту сумму на общий годовой пробег тяжелых грузовиков по федеральным трассам (по 50000 км федеральных трасс ездят 900 тяжелых фур в сутки) и получил 3,5 руб. с километра. В Минэкономразвития указали, например, на возможное искажение расчета ущерба (до 10%).

Во-вторых, сам подход, по которому перевозчики должны полностью возмещать ущерб дорогам, может не соответствовать интересам общества, считают в Минэкономразвития, ведь вырастет стоимость перевозок, особенно по самым дешевым товарам. Так, пул компаний, среди которых «Мерседес бенц тракс восток», «Автофрамос», «Камаз», «Сургутнефтегаз», указал, что введение ставки Минтранса приведет к росту стоимости перевозок до 20%. Таким образом, при переносе расходов с бюджета на перевозчиков экономика может проиграть, допускают в Минэкономразвития. В Минтрансе же уверены, что позитивный эффект для экономики перевесит: вырастут поступления в дорожные фонды, будут расти налоговые поступления. При этом издержки типового перевозчика вырастут на 8% (а не на 20%. – «Ведомости»), рентабельность снизится на 0,5%, инфляционный эффект составит 0,36%, подсчитали в министерстве.

Документ пока только согласовывается ведомствами, подчеркивает представитель Минтранса. Дело даже не в размере платы, такого механизма быть не должно, уверен замначальника представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков: в странах, где есть аналогичная плата, она распространяется лишь на малую часть дорог высшего качества, а не на всю сеть и благодаря высокой плотности трасс у перевозчиков есть выбор.