Aton Capital Partners стал совладельцем фабрики кухонь «Мария»
Aton Capital Partners инвестировал $20 млн в производство кухонной мебели. Фонд стал совладельцем фабрики кухонь «Мария» в надежде, что бизнес будет расти на 40% в годФонд прямых инвестиций Aton Capital Partners вложил $20 млн в производителя и продавца кухонной мебели «Мария», рассказал «Ведомостям» гендиректор Aton Capital Partners Дмитрий Боски. Фонд приобрел миноритарную долю ООО «Мебельная фабрика «Мария», но какую – Боски не раскрывает.
В 2011 г. Aton вышел из другой компании потребительсткого сектора – оператора широкополосного доступа в интернет NetByNet, продав 16% его акций «Мегафону» примерно за $43 млн. В 2010 г. инвестфонд заплатил за них $20 млн.
Это инвестиция в людей, качественную компанию и растущий рынок, сказал гендиректор Aton Capital Partners: «У руля компании стоят трое собственников, дружных еще со школьной скамьи. Больше 10 лет назад они создали компанию и сделали ее одним из лидеров с примерно 15%-ной долей на российском рынке кухонной мебели. Сам рынок, как нам представляется, будет быстро расти еще долгие годы».
Один из впечатливших Боски людей, гендиректор и совладелец «Марии» Ефим Кац, объяснил преимущества сделка с инвестфондом тем, что она «позволяет привлечь длинные деньги (на 4–6 лет) на стабильных условиях, в то время как банки в России редко готовы становиться долгосрочными партнерами». Два представителя инвестфонда, по его словам, войдут в совет директоров. «Марией» на конец 2010 г., по данным СПАРК, на паритетных началах владели Кац, Андрей Серебряник и Алексей Сyхорyков.
«Мария», по словам Каца, работает в среднем ценовом сегменте и выпускает около 30 000 кухонь на фабрике в Саратове. Сейчас у компании 71 собственная студия и 200 дилеров в 150 городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана. «На рынке брендованных кухонь мы занимаем первое место в России», – уверен Кац.
Деньги Aton, по его словам, пойдут на развитие бизнеса: расширение сбытовой сети и производственных мощностей. Компания рассчитывает на рост оборота на 40–50% в год (в 2011 г. – 5,3 млрд руб. с НДС), расширение сети собственных студий по проектированию и продаже кухонь до 240 к 2016 г., рассказывает Кац. Через 4–6 лет, по его словам, «Мария» надеется провести IPO.
У Aton такие же ожидания. «Фонд инвестирует в этот актив на срок от трех до пяти лет, – говорит Боски. – Внутренняя норма доходности (IRR) по нашим инвестициям – это около 40% в год».
Это первая сделка фондов прямых инвестиций на рынке мебели, говорит партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. «Похоже, что это [«Мария»] крепкая компания, с хорошей командой. И это может быть вполне удачное вложение: раскрученных российских брендов кухонной мебели немного, и у «Марии» с инвестициями фонда будет шанс усилить позиции».
Но главный вопрос – как фонд будет выходить из этого бизнеса – остается, по мнению Кованова, открытым. В IPO «Марии» он не верит: «Вероятность этого невелика – вряд ли компании в ближайшие годы удастся дорасти до стоимости в $1 млрд», а найти другого стратегического инвестора с учетом того, что сам Aton стал пионером, будет непросто. Обратную продажу пакета основателям бизнеса Кованов считает наименее выгодным для фонда вариантом.
Сейчас в портфеле Aton Capital Partners только одна компания потребительского сектора – продавец мужской одежды Henderson. В 2010 г. Aton купил «более 25%» в этой компании, вложив «более $10 млн», рассказывал в апреле 2012 г. директор по инвестициям Aton Capital Partners Дмитрий Федосов. «Пока мы довольны – фактически речь идет о трансформации компании в игрока федерального уровня по покрытию сети и международного уровня – по эффективности процессов, включая логистику, маркетинг, выход в online», – говорил он.