Евгений Пригожин открывает столовую высокой кухни
Ресторатор Евгений Пригожин, устраивавший ужин по случаю инаугурации президента Дмитрия Медведева и открывший ресторан в Доме правительства, хочет кормить рядовых служащих и школьников. При поддержке Внешэкономбанка (ВЭБ) он откроет комбинат социального питания в ПодмосковьеСтроительство комбината социального питания в с. Кленово Подольского района Московской области завершается, открытие запланировано на май этого года, рассказала «Ведомостям» директор направления социального и коллективного питания компании «Конкорд» (контролируется Пригожиным) Мария Соболевская. Общий объем инвестиций в проект, по ее словам, почти такой же, как в открывшийся в прошлом году комбинат в Ленинградской области, – 1,6 млрд руб., а проектная мощность выше – 150 т готовой продукции в сутки. Основной кредитор проекта – ВЭБ, который в начале 2011 г. выделил на подмосковный проект Пригожина около 1,3 млрд руб., сказал «Ведомостям» представитель банка. Всего, по словам сотрудника ВЭБа, банк одобрил выделение «Конкорду» 3,53 млрд руб. на строительство трех комбинатов питания: в Ленинградской и Московской областях и Краснодарском крае. Общая стоимость проектов – 3,7 млрд руб. Срок кредитов – до девяти лет, сообщал ранее представитель банка. «Конкорд» рассчитывает вернуть вложения в течение пяти лет, говорит Соболевская.
Чиновник отдела развития предпринимательства администрации Подольского района подтвердил, что строительство комбината общественного питания «Конкорд» в с. Клёново началось, но от других комментариев воздержался. Предприятие откроется не раньше октября текущего года, комбинат будет готовить полуфабрикаты для поставок в армию, сказал сотрудник администрации сельского поселения Клёновское. «Наша продукция предназначена для коллективного питания всех форм – в школах, детских садах, на предприятиях, в больницах. Основной потребитель – это розничные сети, которым мы будем поставлять охлажденные упакованные блюда», – уточнила Соболевская. Несколько контрактов с потенциальными заказчиками комбината уже подписано, говорит она, но их имена не разглашает.
Основной бизнес группы «Конкорд» – рестораны среднего и высокого ценового сегмента, напоминает президент Санкт-Петербургской ассоциации рестораторов и отельеров Леонид Гарбар. Она владеет несколькими ресторанами в Санкт-Петербурге («Старая таможня», «Русский ампир», «Русский китч», ресторан-теплоход New Island и др.) и Москве (ресторан-теплоход River Palace, Cheval Blanc), сетью магазинов «Музей шоколада», компанией кейтерингового обслуживания «Конкорд-кейтеринг».
Коллективное питание для «Конкорда» – новый бизнес. Первый комбинат группа открыла в сентябре 2010 г. в пос. Янино Ленинградской области. Стоимость проекта составила примерно 40 млн евро, говорил «Ведомостям» Пригожин. После подмосковной фабрики ресторатор намерен построить такие же в Краснодарском крае и Тамбовской области, где уже идет оформление земли, добавила Соболевская. По ее словам, комбинат в Янине еще не вышел на проектную мощность, но уже работает с прибылью. Какой – Соболевская не уточняет.
«Социальное питание – сложный бизнес в России. Для его организации нужны очень длинные деньги», – считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Александр Иванов. Дело в том, что рентабельность таких проектов в разы ниже, чем ресторанов. В Тамбовской области, например, по данным мониторинга ФРиО, завтрак в школьной столовой стоит около 20 руб., обед – 40 руб.; в Санкт-Петербурге завтрак обходится школьникам в 24 руб., обед для начальной школы – 42 руб., для старшеклассников – 66 руб. По словам Пригожина, в Петербурге полный дневной рацион школьника обходится в 56 руб, «Конкорд» поставляет их по 27-30 руб.
«Наценка в производстве социального питания минимальна, и заниматься этим бизнесом интересно только тогда, когда есть гарантированные высокие объемы сбыта», – считает PR-директор «Росинтер ресторантс холдинга» Валерия Силина. Сам «Росинтер» (сети «Il патио», «Планета Суши» и др.) тоже занимается коллективным питанием – под управлением холдинга семь корпоративных столовых. Но, утверждает Силина, это не ключевой бизнес для ресторанной группы.