Фолькер Морнинвег: «Наша цель – довести локализацию до 60%»

Руководитель Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег рассказывает, за счет чего марка увеличивает рыночную долю в России
Руководитель направления Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег/ Daimler

Подразделение легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Vans – одно из самых успешных в концерне Daimler. За прошлый год оно увеличило глобальные продажи на 9%, а в России – удвоило, при том что рынок LCV упал на 15%. Таким образом Россия взлетела на 5-е место среди глобальных рынков для фургонов с трехлучевой звездой. Руководитель Mercedes-Benz Vans Фолькер Морнинвег считает, что секрет успеха заключался в правильном подходе к запуску локального производства модели Sprinter Classic в Нижнем Новгороде. Контрактная сборка, запущенная в июле 2013 г. (клиенты начали получать машины с сентября), дала марке больше половины продаж – выпущено 6500 машин, всего продано в России 11 020 шт. Первые три месяца 2015 г. не так оптимистичны: Mercedes-Benz продал 1403 LCV, производство на ГАЗе работает в режиме неполной рабочей недели. Но на общем фоне автомобильного рынка, упавшего за I квартал 2015 г. на 36,3%, дела у Mercedes-Benz Vans совсем не так плохи – падение продаж составило всего 7%. Глубокая локализация дает ключевое преимущество, считает Морнинвег и говорит, что компания собирается и дальше повышать ее уровень.

– Продажи новых автомобилей в России упали в прошлом году на 10%, продажи LCV – и того больше, на 15%. На этом фоне успех LCV Mercedes выглядит особенно впечатляющим – рост более чем в 2 раза, Mercedes-Benz Vans – третья марка российского LCV-рынка. Рассчитываете ли вы на продолжение роста продаж в России? Как собираетесь закреплять успех?

– Да, мы очень довольны нашими результатами и собираемся развивать успех. Но, если честно сказать, ситуация на российском рынке достаточно плоха и прогнозы его развития пессимистичны. Что касается импортных автомобилей, мы по-прежнему готовы поставлять их в Россию.

– Как развивается ваша дилерская сеть в России?

– Развитие дилерской сети, увеличение числа дилеров было нашей целью. Мы это сделали и, кроме того, обучили дилеров. Наши действия были весьма правильными, мы будем дальше работать на основе сделанного и продолжим развивать дилерскую сеть в 2015 г.

Штуттгартское гибридовидение

Концепт гибридного автомобиля V-ision e, который Daimler показал на автосалоне в Женеве, демонстрирует потенциал развития V-класса, объяснила компания.
Интерьер концепта – салон S-класса в кузове минивэна: белая кожаная отделка сочетается с темным полом из каштана, задние кресла Executive – оттоманки, оснащены массажерами, обогревом и вентиляцией, складывающимся столиком и держателем iPad. В центральной консоли есть розетки 220 и 12 В, подстаканники и холодильник на 5 л. Все это богатство освещается естественным светом через панорамный люк в крыше с регулируемым затемнением.
Силовая установка концепта заимствована от седана Mercedes-Benz C 350 e и доработана. 4-цилиндровый бензиновый двигатель и электромотор (общая мощность – 333 л. с. и крутящий момент – 600 Нм) разгоняют машину до 100 км/ч за 6,1 с и до максимальной скорости 206 км/ч. Литий-ионная батарея (13,5 кВ) в 1,5 раза более емкая, чем у седана, и дает запас хода на электротяге до 50 км (при максимальной скорости 80 км/ч). Расход топлива по европейскому испытательному циклу NEFZ – 3,0 л на 100 км. Mercedes к 2017 г. собирается выпускать 10 гибридных версий моделей, и, без сомнений, серийная версия V-класса будет одной из них.

– Как повлияла девальвация рубля на ваши планы по сборке в России и импорту?

– Девальвация очень сильно ударила прежде всего по маркам, которые везут машины из-за рубежа. Мы думали на протяжении трех лет, прежде чем начать производство в Нижнем Новгороде, и сейчас довольны, что пошли на такой шаг. Наши конкуренты, которые везут машины из-за рубежа, конечно, страдают.

– Каков уровень локализации машин, выпускаемых в России?

– Локализация сейчас составляет почти 40%, что нам помогает в ситуации с рублем. Наша цель – довести локализацию примерно до 60%. Важно подчеркнуть, что, когда мы говорим о производстве в России, это не только выпуск Sprinter Classic в Нижнем Новгороде, но производство дизелей на Ярославском моторном заводе. Основная доля в локализации – двигатель, далее идут колеса, стекла и т. д.

– Довольны ли вы сотрудничеством с ГАЗом? Не собираетесь его расширять, например добавлять новые модели для локальной сборки?

– Да, довольны, хотя поначалу для нас было серьезным вызовом совладать с ситуацией и запустить этот проект. Мы очень довольны качеством машин, и подтверждение тому – наши клиенты довольны машинами. Про расширение модельного ряда пока решения нет. Но самое главное – мы довольны качеством сборки, создана команда, производственный коллектив очень хороший, и он интегрирован в производственный процесс.

– Каковы сегодня крупнейшие рынки для Mercedes-Benz Vans?

– Рынок номер один – Германия, затем идут Великобритания, США, Франция, Китай и Россия, в которой в прошлом году продано больше 10 000 единиц.

– Как вы собираетесь развиваться в Китае?

– В Китае в прошлом году мы передали заказчикам 13 000 малотоннажных автомобилей и снова добились небольшого роста. Марка представлена на китайском рынке автомобилями Sprinter, Vito и Viano, все они локальной сборки. Последовательно работаем над тем, чтобы наша продукция оптимально соответствовала запросам клиентов. Китай является для нас важным рынком с большим потенциалом.

– У Mercedes-Benz Vans в Европе в продаже сейчас три модели LCV, в России – четыре с учетом Sprinter Classic. Удовлетворены ли вы этим модельным рядом? Считаете ли необходимым его расширять?

– Мы довольны линейкой автомобилей, она свежая и современная. Мы в прошлом году продали глобально 294 000 машин – это рост на 9%. На протяжении 2014 г. мы сменили всю среднюю часть модельной линейки – Vito, Viano и [добавили] V-класс. (После того как интервью состоялось, было объявлено об углублении сотрудничества между Daimler и альянсом Renault-Nissan, в рамках которого до 2020 г. начнется производство 1-тонного пикапа под маркой Mercedes-Benz – с использованием архитектуры пикапа Nissan NP300, которая также будет использоваться для производства 1-тонного пикапа Renault, которое стартует в 2016 г. Пикапы для трех партнеров будут производиться на заводе Renault в аргентинском городе Кордова (около 70 000 автомобилей в год) и заводе Nissan в испанской Барселоне (около 120 000 автомобилей в год). – «Ведомости»).

Mercedes-Benz Vans

Подразделение компании Daimler AG, выпускающее легкие коммерческие автомобили
В Европе, Америке, России и Китае компания производит и продает модели Vito, Viano, V-класс, Citan, Sprinter, Sprinter Classic. Продажи в 2013 г. – 9,369 млрд евро.

– Вы поставляете такси для Лондона, сумев угодить достаточно консервативным требованиям британской столицы. Какие еще крупные города закупают ваши микроавтобусы для таксопарков?

– Мы работаем во всех больших городах, крупные рынки для нас, например, Берлин, Париж, Барселона и Рим. Новая версия Vito – Tourer – специально адресована таксомоторному бизнесу.

– Многие крупные города собираются использовать в такси и муниципальном транспорте электрифицированные транспортные средства. Есть ли у вас планы по выпуску электрических или гибридных LCV?

– Первый наш электромобиль – это Vito E-cell. Мы его продаем в Европе. Технология готова, но рынок для этих машин, честно говоря, узок. Если рынок потребует от нас, мы готовы произвести их столько, сколько будет нужно. Новое веяние – это подзаряжаемые гибриды, с подзарядкой от внешней сети. Здесь, в Женеве, мы показываем концепт-кар V-ision e. И ситуация с ним та же самая: все зависит от рынка. Сама же по себе технология готова и отработана, она зрелая.

– Раньше вы возглавляли подразделение AMG и сами ездили только на AMG. Изменили ли вы своим привычкам, какие машины в вашем гараже сейчас? Скучаете ли по тем временам?

– Езжу на V-классе и на купе S-класс AMG. Скучаю? Ну есть такое! (Смеется.).

Женева