Программы господдержки автопрома в этом году потребуют 27,2 млрд рублей
При этом они должны принести в казну 56,7 млрд рублей налогов и сборовРовно год назад мы на конференции «Автоэволюция 2014» обсуждали, насколько будут эффективны меры государственной поддержки при тех критических явлениях, которые достигли своего пика в августе прошлого года. В целом [в прошлом году] они сработали и показали свою эффективность. Были и прямые закупки федеральными органами исполнительной власти, и программа обновления парка, на которую было выделено 12,9 млрд руб. Данные семи месяцев [этого года] говорят о том, что ситуация на рынке и в производстве развивается... не праздничным образом. Рынок потерял больше 35%, производство – больше 27%. Понятно, что сокращение рынка главным образом было вызвано сокращением импорта готовых автомобилей, и в целом за счет этого, а также благодаря специальным мерам государственной поддержки нам удалось удержать падение производства в пределах 27%.
Дальше наша первоочередная задача – поддерживать производимые в России машины и стимулировать экспорт.
В начале года мы докладывали правительству два сценария: с мерами государственной поддержки и без них. Пока министерство придерживается прогноза, что мы сохраним производство на уровне минус 24% к прошлому году. Какие меры позволяют это сделать? Они в основном всем известны: компенсация части процентных ставок по кредитам, привлеченным на техническое перевооружение и модернизацию; субсидирование перевозок автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в европейскую часть России; программа обновления парка, на которую уже выделено 15 млрд руб. (больше, чем в прошлом году); субсидии субъектам РФ на закупку для ЖКХ автобусов и техники на газомоторном топливе (она способствовала неплохим результатам в сегменте автобусов и, надеюсь, в дальнейшем позволит оказывать адресную помощь этому сегменту). Еще блок промышленных субсидий, где мы компенсируем часть затрат на энергоносители, на содержание рабочих мест. Также льготное кредитование, льготный лизинг, обновление автопарка федеральных органов исполнительной власти. Комплекс мер достаточно разнообразен и, я бы сказал, имеет беспрецедентный масштаб в этом году.
Александр Морозов
Окончил Саратовский государственный университет (биологический факультет) и Поволжскую академию госслужбы при президенте РФ (аспирантура), MBA в University of Northumbria at Newcastle (Великобритания). Доктор экономических наук. Профессор НИУ ВШЭ. В 1999–2002 гг. в «Северстали» руководил управлением материально-технического снабжения, в 2002–2005 гг. работал коммерческим директором ЗМЗ, директором по закупкам УАЗа. В 2005–2007 гг. – генеральный директор торгового дома «Северсталь-инвест», в 2007–2009 гг. – коммерческий директор «Евросибэнерго», в 2009–2013 гг. – директор департамента программ стимулирования спроса ГК «Роснанотех», «Роснано», Фонда инфраструктурных и образовательных программ. В октябре 2013 г. возглавил департамент транспортного и специального машиностроения Минпромторга, заместитель министра – с июля 2015 г.
В настоящий момент мы работаем вместе с федеральными органами исполнительной власти над вопросом дополнительного финансирования. Это дополнительно 5 млрд руб. на программу обновления парка, 1 млрд руб. на льготный лизинг и 1 млрд руб. на 640-е постановление (постановление правительства РФ от 26 июня 2015 г. «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» еще не вступило в силу. – «Ведомости»).
Сейчас усилия Минпромторга и правительства сконцентрированы на стимулировании спроса на автомобили, произведенные в Российской Федерации. У нас существует еженедельный мониторинг по трем мерам стимулирования спроса: льготное автокредитование, программа обновления парка и льготный лизинг; есть накопительный итог на конец августа (см. диаграмму).
В прессе были публикации, что банки пессимистически относятся к льготному автокредитованию (оно запущено с 1 апреля 2015 г.) и этот инструмент не востребован <...> Но банки в один голос заявляют, что это беспрецедентно эффективная мера, а население голосует за нее рублем. В настоящий момент количество одобренных банками заявок превысило 300 000 (при целевом показателе в этом году 200 000 автомобилей), выдано 137 000 кредитов.
Что касается программы обновления парка, запущенной с 1 января, то мы видим, что распределение автомобилей происходит примерно пополам через утилизацию и через trade-in. При этом основные покупатели – физические лица, которым реализуется порядка 95% всех машин. Данная мера, мы считаем, имеет самый большой эффект и позволяет покупать автомобили по более доступным ценам.
Программа льготного лизинга была запущена в этом году впервые, действует она с 15 мая, и она – к нашему удивлению – показала высокую эффективность. Целевой показатель реализации по этой программе составлял 16 000 автомобилей. Мы этот показатель уже перевыполнили (с этим как раз связано выделение дополнительно 1 млрд руб.). Здесь впервые запущен лизинг автомобилей для физических лиц (на наш взгляд, наиболее прогрессивная и наиболее интересная с точки зрения потребителя форма услуг), и значительное количество граждан уже воспользовалось этой мерой. Лизинговая компания заранее заключает с официальными дилерами соглашение о реализации автомобилей по истечении трех лет с учетом остаточной стоимости машины. Несмотря на то что автомобиль не становится собственностью физлица, стоимость выплат при использовании такой схемы владения автомобилем эффективнее [меньше], чем при льготном автокредитовании. При этом автомобиль, который реализуется на вторичный рынок в рамках деятельности юридических лиц, приносит бюджету дополнительные доходы.
В сумме все три программы стимулирования спроса по состоянию на 8 сентября уже дали федеральному бюджету дополнительно 50 млрд руб. в виде налогов (НДС либо акциз, когда мы говорим о легковом автомобиле). Потрачено сейчас на эти программы 18 млрд руб.
Общие доходы только федерального бюджета в 2015 г. от программ стимулирования спроса составят 56,7 млрд руб., а расходы федерального бюджета в 2015–2018 гг. по реализуемым в настоящий момент мерам господдержки составят 31,6 млрд руб. – 15 млрд на обновление парка, 2,5 млрд на льготный лизинг и 14,1 млрд на льготное автокредитование. Это данные без учета дополнительных ассигнований, которые сейчас доводятся до Минпромторга России.
В целом бюджетная эффективность трех программ стимулирования спроса составляет 184%, это уникальный показатель.
Существует также ряд мер государственной поддержки экспортеров. Есть постановление 1302 (постановление правительства РФ от 13.12.2012 – правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации во Внешэкономбанк (ВЭБ) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции. – «Ведомости»), в рамках которого мы работаем с ВЭБом, осуществляя экспортное финансирование. С помощью банка потенциальные покупатели за рубежом могут получить более выгодные проценты по кредитам. Второе направление: Росэксимбанк, входящий в структуру ВЭБа, занимается большой экспортной программой: если у вас есть контракт на производство автомобилей и вам необходимы, например, оборотные средства, то Росэксимбанк такое финансирование осуществляет по льготной ставке. Это из денежных мер. Из организационных мер – чтобы реализовывать экспортный потенциал, нашим компаниям часто приходится сталкиваться с проблемой таможенной пошлины в стране, куда они экспортируют товар. Такая работа нами ведется, используются различные подходы, начиная от межправительственных комиссий и заканчивая отдельными [межгосударственными] соглашениями о безбарьерной торговле <...> И, конечно, самое главное, что сегодня стимулирует экспорт, – это изменение курса национальной валюты. Возможность уникальная, и, насколько я знаю, все крупнейшие автопроизводители, включая Volkswagen, Renault, «АвтоВАЗ», не просто задумались, а уже в ближайшее время запустят экспортные проекты. Насколько я понимаю, проекты близки к выходу у всех компаний, и, надеюсь, в IV квартале это будет более конкретно.
Автор - заместитель министра промышленности и торговли РФ
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)