Минпромторг предложил новую программу перевода автомобилей на газ
Владельцев избавят от необходимости сертифицировать такие автомобилиПодготовленный Минпромторгом проект постановления правительства, призванный стимулировать перевод автомобилей в России на газ, опубликован на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения. «Проект направлен на формирование библиотеки типовых (серийных) решений по переоборудованию на газ в отношении серийно выпускаемых моделей транспортных средств российского производства», – говорится в пояснительной записке к проекту.
Министерство будет собирать решения по переоборудованию автомобилей на сжиженный нефтяной газ (СНГ, смесь пропана и бутана) и компримированный природный газ (КПГ, метан) – наиболее популярные виды газомоторного топлива.
Такие решения для своей продукции должны будут разработать сами автопроизводители. Компаниям, предложившим не менее двух решений, будет предоставляться господдержка, говорится в пояснительной записке. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей» об объеме и мерах поддержки.
Разработчики таких решений должны будут зарегистрировать их товарный знак и торговое название, предоставить министерству всю документацию по конкретному типовому решению, данные о его изготовителе и об авторизованных установщиках этого оборудования, к которым впоследствии сможет обратиться любой автовладелец. Запустить реестр в интернете планируется с 1 июня, вести его будет сам Минпромторг на своем сайте, следует из документа.
Сейчас автовладельцы должны получать сертификат о соответствии транспортного средства нормам безопасности отдельно на каждый автомобиль, переоборудованный под газобалонное оборудование (ГБО). Если предложение Минпромторга будет принято, включенное в реестр типовое решение уже будет иметь такой сертификат и автовладелец получит его автоматически вместе с модернизированным автомобилем.
10 600 автомобилей
было переоборудовано на газ в 2020 г., около 15 000 – в 2019 г. По оценкам опрошенных «Ведомостями» экспертов и чиновников, в России порядка 100 000–200 000 единиц колесной техники уже ездит на газе. По данным Минтранса, еще более 2,2 млн автотранспортных средств могут быть переоборудованы под ГБО. Всего в России зарегистрировано порядка 60 млн транспортных средств по состоянию на 1 января 2021 г., согласно данным «Автостата»
В России уже действует другая программа поддержки перевода техники с бензина на газ, ее курирует Минэнерго. Так, с лета 2020 г. правительство субсидирует 60% стоимости переоборудования. В 2020 г. на КПГ было переведено 10 600 транспортных средств, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. На эту программу ежегодно выделяется 700 млн руб. из федерального бюджета. Минпромторг же в 2020 г. выделял субсидии производителям техники на газе при условии предоставления покупателю скидки на эту технику.
Тогда на эту меру направили 3,3 млрд руб., а в феврале 2021 г. программа стала бессрочной.
«Проект Минпромторга с нами еще не обсуждался и официально в Минэнерго не поступал. Но полагаем, что создание реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо может стать условием для эффективного развития рынка газомоторного топлива, и в целом [проект] нами поддерживается», – добавил представитель Минэнерго.
Газомоторное топливо дешевле бензина, что особенно важно для владельцев автопарков, эксплуатируемых в коммерческих целях. Переход на газ позволяет им сократить расходы практически вдвое, говорит начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ лизинга» Вячеслав Михайлов. «Услугой по переоборудованию чаще всего пользуются клиенты, у которых парки имеют многокилометровые пробеги, – это сегмент такси и грузоперевозок», – добавляет Михайлов. Сейчас стоимость переоборудования одной машины варьируется от 28 000 до 200 000 руб. и зависит от типа двигателя и используемого газа.
«Сегодня процесс установки ГБО на автомобиль очень сложный, он включает походы в сертифицированную мастерскую для проведения предварительной экспертизы, подбора оборудования, посещение ГИБДД для получения разрешений на установку, саму установку и проведение окончательных испытаний и получение свидетельства в ГИБДД о соответствии транспортного средства с внесенными изменениями требованиям безопасности», – рассказывает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. По его словам, автовладельцы не занимаются этим самостоятельно, а обращаются в специальные фирмы, помогающие оформить документы. «Создание реестра типовых решений значительно упростило бы эти процедуры», – признает эксперт.
Независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев считает, что при запуске такого реестра ГИБДД сможет вносить изменения в паспорт транспортного средства без актов лабораторий и экспертиз. «Это исключит ряд участников – лаборатории и операторов техобслуживания, – ускорит процедуру и снизит ее стоимость», – говорит Бургазлиев. Кроме того, такой переоборудованный автомобиль останется на гарантии автопроизводителя, тогда как сегодня он с нее автоматически снимается.
В группе ГАЗ отметили, что эта инициатива призвана насытить рынок техникой с ГБО. «Но при этом мера приведет и к снижению объемов производства новых газомоторных автомобилей, разработка которых не окупается даже при тех объемах, которые есть сейчас», – сообщил представитель компании. В «Камазе», «АвтоВАЗе», Sollers, Hyundai, Nissan и Volkswagen не ответили на запросы.
Действия Минпромторга пока не синхронизированы с решениями других ведомств и игроков рынка, считает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. «Сегодня поддержка и увеличение числа транспорта на метане может столкнуться с нехваткой инфраструктуры. Во многих городах всего по одной газовой заправке, куда выстраиваются огромные очереди. Нам нужна единая госпрограмма, связанная с газификацией, со стимулированием автопроизводителей по выпуску автомобилей на метане и т. д.», – говорит эксперт.
«Ведомости» направили запрос в пресс-службу МВД.