«Камаз» разделит производство дорогих и дешевых грузовиков

Доля премиальных автомобилей в общем производстве «Камаза» утроилась благодаря повышенному спросу
Дороговизна грузовиков «Камаза» нового поколения не отпугивает покупателей
Дороговизна грузовиков «Камаза» нового поколения не отпугивает покупателей / Andrey Rudakov / Bloomberg

Стремительный рост продаж «Камаза» в этом году обеспечивает повышенный спрос на премиальные грузовики – тягачи и самосвалы с кабинами и узлами Daimler, партнера и акционера завода. И «Камаз» решил перестроить производственную схему под потребности клиентов. С 2018 г. завод разделит производство. На первой линии главного сборочного контейнера будут выпускаться только грузовики традиционного модельного ряда «Камаза», на второй – машины нового поколения, сообщила корпоративная газета завода. Сейчас грузовики обоих поколений выпускаются на камазовском конвейере вместе.

В производстве грузовиков разных поколений достигнута «значительная» унификация, но новый модельный ряд имеет специфику, связанную с использованием узлов Daimler, рассказывает первый заместитель гендиректора «Камаза» Юрий Герасимов: «Чтобы не создавать потерь, не тормозить отлаженный ход конвейера, мы пошли на специализацию ГСК-2 (вторая линия главного сборочного конвейера. – «Ведомости»)». Слова топ-менеджера приводит корпоративное издание. Сейчас на «Камазе» выпускается по 210 машин обоих поколений в сутки. Специализация линий конвейера повысит производительность на 5–10% – за счет оптимизации логистики и технологических процессов, говорит представитель «Камаза».

Доля грузовиков нового поколения в производстве «Камаза» растет. В 2015 г. она была 5%, в 2016 г. – около 10%. Сейчас, по словам Герасимова, 30%. В 2017 г. «Камаз» рассчитывает произвести и продать около 39 000 тяжелых грузовиков (из которых 6000 – за рубеж), на 13% больше, чем годом ранее. Российские продажи марки за девять месяцев выросли почти на треть – до 18 238 шт., по данным «Автостата» (на основе регистраций).

ПАО «Камаз»

Автопроизводитель
Крупнейшие акционеры – «Ростех» (49,9%), «Автоинвест» (23,54%), Daimler AG (15%).
Капитализация – 40,8 млрд руб.
Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2017 г.) – 62,3 млрд руб.,
Чистая прибыль – 990 млн руб.

Рынок грузовиков премиального сегмента в этом году вырос на 50%, сообщил в октябре «Ведомостям» гендиректор «МАН трак энд бас рус» Питер Андерссон (в сентябре MAN утроила продажи в России, по данным «Автостата»; см. график). «Основные причины – стабилизация на глобальном уровне, снижение инфляции, общий подъем экономики России, стабилизация банковских ставок и обменного курса валют, – объяснял он. – В итоге у наших клиентов появилась возможность увеличить горизонт планирования». Сказывается и отложенный спрос, и необходимость обновления парка, добавил Андерссон.

Изменение структуры спроса помогло и «Камазу». В прошлом году, когда рынок только начал расти, большей популярностью пользовались бюджетные машины. Тяжелые грузовики «Камаза» традиционного модельного ряда стоят более 2 млн руб., нового – от 3,8 млн руб., говорил представитель.

К 2025 г. кабины на базе каркаса Daimler будут иметь 90% грузовиков «Камаза», рассказывал в 2016 г. «Ведомостям» гендиректор российского автоконцерна Сергей Когогин. Сейчас «Камаз» совместно с Daimler строит новый завод каркасов кабин нового поколения мощностью 55 000 шт. в год (из них 47 000 будет закупать сам «Камаз», 8000 – СП с Daimler, поясняет Герасимов). Завод заработает в 2019 г. Но действующее производство кабин немецкого автоконцерна «Камаз» прекратит, когда произведет 60 000–70 000 шт., пояснял Когогин. В ноябре компания сообщила, что за четыре года всего выпущено 10 000 таких кабин, план на 2018 г. – почти 10 500 шт.

Дороговизна грузовиков «Камаза» нового поколения не отпугивает покупателей